Определение слова «Краковская историческая школа»

Советская историческая энциклопедия:

Консервативное направление в польск. ист. науке, оформившееся в 70-80-х гг. 19 в. Возникла в Галиции. Мировоззрение и филос. взгляды К. и. ш. сложились в борьбе против революц. нац.-освободит. движения польск. народа 1846-48 и особенно 1863, в противовес демократич. ист. школе Лелевеля. К. и. ш. стояла на позициях субъективизма, стремилась подкрепить ист. материалом политическую программу и практику реакц. бурж.-помещичьей прогабсбургской партии станъчиков.
=====
Историки краковской школы (наиболее известные В. Калинка, Ю. Шуйский, М. Бобжинский, С. Смолька) отрицали ист. закономерности, считая, что история собирает и рассматривает факты, события, но не в состоянии вывести обществ. законов. Занимаясь преим. политич. историей Польши (С. Смолька — генезисом польск. гос-ва и феод. раздробленностью, Ю. Шуйский, М. Бобжинский — польск. историей с древнейших времен до кон. 18 в., В. Калинка — последней третью 18 в.), К. и. ш. интерпретировала и оценивала факты, ист. явления с точки зрения своих политич. концепций и практич. программы безусловной лояльности к Габсбургской монархии. Она вычеркивала из культурного наследства период Просвещения и прогрессивный романтизм, воспевала захватнич. политику польск. феодалов на Востоке, приписывая им цивилизаторскую миссию в отношении рус, укр. и белорус. народов. Причины ослабления Польши и ее упадка в 18 в. (одна из главных тем исследований) краковские историки усматривали либо в религ. вольномыслии, падении авторитета католич. церкви (В. Калинка, Ю. Шуйский), либо в бессилии Центр. монархич. власти (М. Бобжинский). Введение К. и. ш. новых материалов, совершенствование методов ист. исследования определили известные положит. результаты ее деятельности. Критич. суждения о феод. анархии и политич. упадке Польши содержали в себе много правильных оценок, но они служили для тенденциозного искажения или осуждения революц. и антифеод. борьбы польск. народа, защиты истинных виновников гибели Речи Посполитой — польск. аристократии и реакц. пр-в Австрии, Пруссии, царской России. Идеи сильной власти, авторитета церкви, молодости польск. цивилизации по сравнению с западной, пронизывающие многочисл. работы историков краковской школы, использовались в качестве теоретич. обоснования и для пропаганды политики соглашения с австр. пр-вом. Кастовость, клерикализм, мракобесие, присущие К. и. ш., подвергались резкой критике со стороны стоявших на либерально-бурж. позициях варшавских историков.
=====
Лит.: Serejski M. H., Zarys historii historiografii polskiej, cz. 2, Ldz, 1956.
=====
И. А. Воронков. Москва.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Научное направление, известное под этим именем и господствующее в современной польской историографии, сложилось в течение последнего тридцатилетия. Традиции, господствовавшие в пятидесятых годах Лелевелевской школы (см. Лелевель), были значительно поколеблены еще событиями 1863 г.; явилась потребность более сознательно отнестись к вопросу о том, что погубило Польшу. Роковой для Польши конец XVIII в. был вновь подвергнут внимательнейшему разбору, в целом ряде монографий. И в более отдаленном прошлом оказалось не мало выводов и научных построений, нуждавшихся в коренной переделке или ломке. Этому движению немало способствовали открытие кафедр польской истории в университетах краковском (1869) и львовском (1882), учреждение краковской академии наук и издание ею, а также познанским обществом любителей наук, громадного количества памятников. Перемена во мнениях коснулась, главным образом, вопроса о разделах: причину их стали отыскивать в самой Польше (а не за пределами ее, как раньше), в аномалиях ее государственного строя. Коренной переделке подвергся также взгляд на реформационное движение XVI в.; стало высказываться сожаление о том, что Польша не извлекла плодов из этого великого движения. В сферу исследования К. школа ввела много вопросов, которые раньше намеренно игнорировались; таков, прежде всего, вопрос о влиянии России на судьбы Польши. Представители школы стали внимательно изучать мнения иноземных ученых о прошлом Польши; труды, напр., Соловьева и Костомарова нашли достойную оценку. Беспристрастная, хотя бы и суровая правда, строгая объективность и отнесение тенденциозных искажений к числу смертных грехов — вот основные принципы школы. Главными представителями и выразителями идей ее считаются профессора краковского университета: покойные — Калинка и Шуйский и здравствующие — Смолька и Бобржинский. Калинка и Шуйский не были еще свободны от некоторой односторонности; но Бобржинский, в своем наделавшем немало шуму курсе истории ("Dsieje Polski w zarysie"), явился самым резким и вполне последовательным выразителем общих выводов школы. Примыкают еще к К. школе Малецкий, Павинский, Шкосинский, Горжицкий и др.
Литература, "Szkoly historyczny w Polsce", Wl. Smolensky ("Ateneum", 1886 г., кн. XI и XII); Кареев, "Новейшая польская историография" (Вестн. Европы, т. XII, 1886 г.); Филевич, "Борьба Польши и Литвы-Руси за Галицко-Владимирское наследие" (СПб. 1890).
К. X.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru