Определение слова «КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ»

Большой энциклопедический словарь:

"КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ"культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов в 8-9 вв. (в основном на территории Франции и Германии); выразился в организации школ, привлечении к королевскому двору образованных деятелей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Центр "Каролингского возрождения" — кружок при дворе Карла Великого, т. н. "Академия", которой руководил Алкуин; в деятельности кружка принимали участие сам Карл Великий, Эйнгард и др.

Большая советская энциклопедия:

Каролингское возрождение
(«Каролингское возрождение», )
«Каролингский ренессанс», культурный подъём в империи Карла Великого (См. Карл Великий) и королевствах династии Каролингов (См. Каролинги) в 8—9 вв. в основном на территории Франции и Германии; выразился в организации новых школ, привлечении к королевскому двору ряда образованных деятелей, внимании к античной литературе и светским знаниям вообще, в развитии изобразительного искусства и архитектуры. «К. в.» было тесно связано с военно-политическими и административными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи, для чего было необходимо подготовить служебно-административные кадры, образованное духовенство. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Рейхенау и др.). Центром «К. в.» был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Академия», которой руководил Алкуин. В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт и др.
В период «К. в.» вырос интерес к светским знаниям, «Семи свободным искусствам» (См. Семь свободных искусств) (их новое средневековое толкованиеприменительно к условиям феодально-церковные культуры — стремились дать Алкуин, аббат Фульдского монастыря Рабан Мавр и др.). Особое место среди деятелей «К. в.» занимали выходцы из Ирландии — Седулий Скотт, знаток греческого языка, поэт и учёный, и Иоанн Скот Эриугена, первый оригинальный философ средневековья, создатель пантеистической системы.
Значительного развития достигла историография. При дворе Карла Великого были созданы апологетические «Королевские анналы»; со 2-й трети 9 в. развивалось местное летописание («Фульдские анналы», «Сеи-Бертинские анналы» и др.). Выдающимся исторические произведения «К. в.» является «История лангобардов» Павла Диакона (См. Павел Диакон). Создаются политические трактаты, биографии (Карла Великого, написанная Эйнгардом, Людовика Благочестивого, написанная епископом Теганом, и др.). Получила развитие литература, формировались народные языки (романские и германские), выработалось новое, легко читаемое письмо — так называемый каролингский минускул. В мастерских (скрипториях) при монастырях переписывались книги, образовавшие ценнейший фонд каролингских рукописей.
В каролингском искусстве, воспринявшем как торжественную импозантность позднеантичного и византийского искусства, так и местные варварские традиции, сложились основы европейского средневекового феодального искусства. Интенсивное строительство этой эпохи известно во многом по литературным источникам (обширные комплексы монастырей и резиденций-«пфальцев» с дворцом и капеллой; укреплениях бурги»; базиликальные церкви с развитой объёмной композицией и динамическим силуэтом). Среди немногих сохранившихся построек — многоугольная центрическая капелла императорской резиденции в Ахене (до 798—805, см. илл.), капелла-ротонда Санкт-Михаэль в Фульде (около 820—822), 3-нефная церковь с Вестверком, трансептом и башнями в Корвее (822—885, см. илл.), надвратная постройка в Лорше (около 774, см. илл.). Храмы и дворцы широко украшались мозаиками (ораторий в Жерминьи-де-Пре, после 806) и фресками (фрагменты росписей в церквах Мюнстера, около 800, и Осера, 841—858). Наряду с раннехристианской традицией, восходящей к античности, элементами пространства и объёма в монументальной живописи 9 в. наблюдаются черты порывистости, экспрессии. Ещё сильнее они проявились в книжной миниатюре (изображения евангелистов, библейских сцен, монархов каролингской династии). В некоторых миниатюрах («Евангелие Годескалька», около 781—783, Национальная библиотека, Париж; «Евангелие Ады», начало 9 в., Городская библиотека, Трир) античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой, другие («Евангелие Эббо», около 816—835, Городская библиотека, Эперне; «Утрехтская псалтырь», 9 в., библиотека университета в Утрехте) поражают страстной взволнованностью, непосредственностью наблюдений, свободой и динамикой композиции и рисунка. Различается ряд местных школ миниатюры (дворцовая в Ахене, реймсская, турская и др.). Скульптура представлена главным образом изделиями из слоновой кости (оклады книг, складни, гребни, ларцы и т.д.); развиты были литьё, чеканка и гравировка по металлу, украшение изделий эмалью и камнями, резьба по камню и алебастру. Примитивные формы деревянной статуи Святой веры (10 в., сокровищница монастыря в Конке), обитой листами золота и усыпанной драгоценностями, свидетельствуют о живучести варварской традиции.
Лит.: Рамм Б. Я., «Каролингское возрождение» и проблемы школьной образованности в раннем средневековье, «Уч. зап. Ленинградского гос. педагогического института им. М. Н. Покровского», 1940, т. 5, ист. фак-т, В. 1; его же, К вопросу об источниках по истории школы в каролингскую эпоху, «Уч. зап. Ленинградского гос. педагогического института им. Герцена», 1948, т. 68; Khler W., Die karolingischen Miniaturen, Bd 1—3, В., 1930—60; Otto W., Die karolingische Bilderwelt, Mnch., 1957; Karl der Grosse. Werk und Wirkung, Aachen, 1969; Hubert 1. J., Porcher J., Volbach W. F., Carolingianart, L., 1970.
Б. Я. Рамм, Ц. Г. Нессельштраус.

Ахен. Дворцовая капелла. До 798—805. Строитель Одо из Меца.

Надвратная капелла в Лорше (Гессен). Ок. 763—774.

Одо из Меца. Дворцовая капелла в Ахене. До 798—805. Разрез.

«Христос во славе». Слоновая кость. 10 в. Государственные музеи. Берлин-Далем.

«Гребень св. Хериберта». Слоновая кость. Конец 9 в. Музей Шнютгена. Кёльн.

«Ковчег Завета». Мозаика в апсиде оратория в Жерминьи-де-Пре. После 806.

Деталь правой двери дворцовой капеллы в Ахене. Бронза. 9 в.

«Евангелист Марк». Миниатюра в «Евангелии Эббо». Около 816—835. Городская библиотека. Эперне (Франция).

Фрагмент алтарной преграды из церкви в Шенисе (Швейцария). Стукко. 8 в. Швейцарский национальный музей. Цюрих.

«Страшный суд». Рисунок пером в «Утрехтской псалтыри». 9 в. Библиотека университета. Утрехт.

Надвратная капелла монастыря в Лорше (Германия). Около 774.

Ораторий в Жерминьи-де-Пре (Франция). Около 806.

Статуя Святой веры. Дерево, золото, драгоценные камни. 10 в. Сокровищница монастыря в Конке (Франция).

Рабан Мавр, которого ведёт Алкуин, преподносит архиепископу Майнца своё сочинение. Миниатюра «Фульдского кодекса». Австрийская национальная библиотека. Вена.

Ораторий в Жерминьи-де-Пре (Франция). Около 806.

Вестверк церкви в Корвее (ФРГ). 873—885. Внутренний вид.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru