Определение слова «Железнодорожный узел»

География. Современная энциклопедия:

железнодорожный узел
Место (транспортный центр ), где сходятся несколько железнодорожных линий (магистралей ) и куда прибывает или откуда отправляется большое количество грузов или пассажиров либо там происходит пересадка большого количества пассажиров как на железнодоржный, так и на другие виды транспорта. Пункты, где объём переваливаемых грузов или пересаживающихся пассажиров незначителен, являются рядовыми ж.-д. пунктами (станциями, разъездами, платформами, остановочными пунктами ) и к узлам не относятся. Крупнейшие ж.-д. узлы Европы – Париж, Берлин, Кёльн, Франкфурт-на-Майне, Мюнхен, Вена, Прага, Варшава; Азии – Токио, Осака, Бомбей, Калькутта, Шанхай, Пекин; США – Чикаго, Нью-Йорк, Филадельфия; России – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Новосибирск. В одних действуют несколько ж.-д. вокзалов и сортировочных грузовых станций, в других имеется один большой вокзал (центральный ) и одна большая сортировочная грузовая станция (терминал ).

Большая советская энциклопедия:

Железнодорожный узел
Пункт на пересечении нескольких ж.-д. линий, представляющий собой сложный комплекс разнообразных технических сооружений и устройств. Основные сооружения Ж. у.: сортировочные, грузовые и пассажирские станции, соединительные пути между отдельными станциями, обходные пути, станционные сооружения для пассажиров, депо, технические станции для ремонта и экипировки составов и др. Современные Ж. у. располагают устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики (См. Железнодорожная автоматика и телемеханика), электронно-вычислительной техникой, позволяющими автоматизировать основные технологические процессы. По характеру выполняемых работ и условиям эксплуатации различают Ж. у.: транзитные, транзитные с большим объёмом перегрузочной работы и конечные. Кроме того, имеются промышленные Ж. у., обслуживающие крупные промышленные предприятия или районы, и портовые Ж. у. в районе морских или крупных речных портов. Ж. у. сооружают с одной (рис. 1) или несколькими станциями, технологически связанными между собой. Расположение станции может быть крестообразным (рис. 2), треугольным, параллельным, последовательным, радиальным, кольцевым (рис. 3), а также комбинированным (рис. 4) и тупиковым. В крупных узлах пересекаются от 5 до 10 линий. В СССР в 1970 насчитывалось свыше 500 Ж. у.
Лит.: Технические указания по проектированию станций и узлов на железных дорогах общей сети Союза ССР, М., 1961; Савченко И. Е., 3емблинов С. В., Страковский И. И., Железнодорожные станции и узлы, 2 изд., М., 1967.
Г. А. Литвин.

Рис. 1. Схема узла с одной станцией.

Рис. 2. Схема крестообразного узла (I—XIV — соединительные пути).

Рис. 3. Схема узла кольцевого типа.

Рис. 4. Схема узла комбинированного типа.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru