Определение слова «Иванова, Евдокия Алексеевна»

Большая биографическая энциклопедия:

(по мужу Соколова) [нач. 1810-х гг., усадьба Спасско-Лутовиново Орлов. губ. — 26.12.1904 (8.1.1905), Екатеринбург, ныне Свердловск] — арт. оперы (сопрано) и драмы. Крепостная помещицы В. П. Тургеневой (матери И. С. Тургенева). С детских лет обучалась в театр. школе при крепостном т-ре. С 13 лет выступала в Воронеже (антр. П. Соколова), где играла в драм., оперных и водевильных спектаклях. После успеха, сопутствовавшего ей в партии Анюты ("Мельникколдун, обманщик и сват"), 16-летняя арт. заняла ведущее положение в т-ре, выступая в сольных оперных партиях и первых ролях в водевилях. Впоследствии в составе труппы П. Соколова играла в Тамбове, Саратове, Симбирске (1831—32), Казани (1932—42; здесь брала уроки танцев, многому училась у часто гастролировавшего в Казани М. Щепкина), Екатеринбурге (1843), Перми. Выйдя замуж за П. Соколова, в нач. 1840-х гг. была выкуплена им из крепостной зависимости. Прослужив 15 лет на Урале в труппе Соколова (после смерти мужа в 1860 нек-рое время держала антрепризу), переехала в Иркутск, где выступала в драм. спектаклях (антр. П. Медведева) на протяжении 12 лет. С 1875 (в нек-рых источ. 1870) работала вновь в Екатеринбурге и Перми. Последний раз выступила 16 мая 1899 в водевиле "Бедовая бабушка" в возрасте 90 лет. Обладала сильным, чистым голосом приятного тембра, имела яркую сцен. внешность. Исп. отличалось тщательной отделкой ролей, темпераментной игрой. Один из современников артистки писал: "Она внимательно ко всему в своих ролях, даже в самых мелких подробностях, начиная с костюма. Все трудные положения и переходы из одного состояния духа в другое выполняет отлично. Она выдерживает характеры, как актриса умная, опытная и искусная. Игра ее от начала до конца пьесы ровна, свободна и увлекательна".
1-я исп. в Перми партии Вани ("Жизнь за царя" М. Глинки). Лучшие партии: Аннхен, Амина, Анджела ("Черное домино, или Таинственная маска"). Среди ее партнеров — А. Херувимов.
История жизни актрисы послужила основой повести "Доброе старое время" и рассказа "Поправка доктора Осокина" Д. Мамина-Сибиряка. По свидетельству писателя, история Екатеринбургского т-ра написана им со слов актрисы в историческом очерке "Город Екатеринбург". Искусство актрисы высоко ценили М. Писарев, В. Давыдов, И. Тургенев (в 1861 писатель подарил ей свой портрет).
Лит.: [А. Ж.] О Казанском театре // Репертуар русского театра. 1840. Кн. VIII. С. 15— 17, 19, 20, 22; Н. Б. (Беккаревич) Столетняя актриса // Петерб. дневник театрала. 1904. № 23. С. 4— 5; Курочкин Ю. Из театрального прошлого Урала: Заметки собирателя. — Свердловск, 1957. С. 105—126; Его же. Бабушка уральского театра: Е. А. Иванова. — Свердловск, 1969; Константинов С. Столетняя артистка // Театр. жизнь. 1960. № 15. С. 27; Леонидов Н. Бабушка Уральского театра // Орлов, правда. 1965. 8 янв.; Бахирева М. Прима Екатеринбургской сцены // Веч. Свердловск. 1978. 16 дек.; Витвицкий К. З. Артисты пермской оперы. — Пермь, 1987.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru