Определение слова «вальденсы»

Большая советская энциклопедия:

Вальденсы
Лионские бедняки (позднелат. Valdenses, Pauperes de Lugduno), приверженцы средневековой ереси, зародившейся в последней четверти 12 в. в Лионе. Зачинателем еретического движения В. был лионский купец Пьер Вальдо (Valdo или Valds), который, согласно преданию, роздал своё имущество и провозгласил бедность и аскетизм жизненным идеалом. Члены организованной им секты давали обет не владеть собственностью, не иметь семьи. Ересь В. распространилась в Южной Франции, Испании, Северной Италии, Германии, Чехии, Швейцарии, в основном — среди ремесленников и крестьян. Резко критикуя католическую церковь, В. требовали от неё полного отказа от собственности и доходов, в частности от десятины. В. проповедовали апостольскую жизнь. Выступали против воинской службы, феодального суда и особенно против смертной казни. Отвергали монопольное право католического духовенства на проповедь и совершение таинств (из которых признавали лишь крещение и причащение), отрицали догмат о Христе, веру в чистилище, в святых, поклонение иконам. Утверждение В., что всякий достойный человек может быть священником, влекло за собой сведение на нет роли всего католического духовенства, в том числе римского папы. Ересь В. неоднократно осуждалась католической церковью (1179—1215). В. подвергались жестоким преследованиям во Франции и Испании, где их предавали сожжению. В начале 13 в. часть В. под давлением папства отошла от движения на условиях признания католической церковью некоторых особенностей их культа и права на проповедь «евангельской бедности». Крайнее крыло В. слилось с катарами (См. Катары). Часть В. обосновалась в Италии (так называемые ломбардские бедняки, с центром в Милане). Многие переселились в высокогорные альпийские районы, где «патриархальная ересь вальденсов», по словам Энгельса, явилась «... реакцией патриархальных альпийских пастухов на проникновение к ним феодализма,..., попыткой отгородиться от исторического развития...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Некоторые общины В. сохранились и в 20 в., преимущественно в Италии.
Лит.: Бортник Н. А., Еретические секты Италии 1-й пол. XIII в., в сборнике: Средние века, в. 10, М., 1957: Comba Е., Storia dei valdesi, Torre Pellice, 1950; Martini М., P. Valdo. ie pauvre de Lyon, Gen., 1961; Leutrat P., Les vaudois, P., [1966] (с библ.).
Б. Я. Рамм.

Словарь по культурологии:

(лат. Valdenses), другое название — «лионские бедняки» (Pauperes de Lugduno), в средневековой Западной Европе — участники низового религиозного течения, оппозиционного по отношению к католической иерархии. Движение В. началось в Лионе, где его социальным фоном стал антагонизм между городской коммуной и архиепископом, которого горожане знали преимущественно как своего сеньора. Состоятельный буржуа по прозвищу Вальдес (лат. Valdus, франц. Valdes; имя «Петр» встречается лишь в поздних источниках) ок. 1177 г. раздал имущество бедным, предварительно наняв клириков для перевода с латыни на народный язык Евангелий и других сакральных текстов и, выучив эти переводы на память, начал выступать как нищенствующий проповедник. Вальдес подчеркивал в своих проповедях, что получил приказ проповедовать не от церковных авторитетов, а непосредственно от Бога; он не подчинился ни архиепископу, воспретившему ему публичную деятельность, ни специальной комиссии римского поместного собора 1179 г., предписавшей ему проповедовать лишь с дозволения местного клира; в 1184 г. он и его сторонники были осуждены папой Люцием III за ослушание. Движение В., отныне нелегальное, распространилось по Франции и Сев. Италии, где В. слились с гумилиатами. Поворотным пунктом в истории В. стала встреча с катарами. Значительная часть В., в т. ч. близких сподвижников самого Вальдеса (ум. ок. 1205) стала защищать учение и таинства Церкви против катаров, в результате чего умеренные В. были приняты в лоно Церкви с дозволением вести прежний образ жизни в качестве «католических бедняков» (pauperi catholici). Крайние В., отчасти слившиеся с разгромленными катарами, заняли резко антицерковную позицию (вплоть до перекрещивания своих сторонников, предвосхищающего практику анабаптистов). В 1218 г. крайние В. одержали победу над умеренными: было признано, что личное недостоинство лишает священника права совершать таинства. Собственно, лишь с этого времени можно говорить о ереси В. Подпольные общины В. возникали уже не только в городах, но и в сельских местностях — в Альпах, в Апулии и Калабрии, в землях Германии, Австрии, Богемии. В XV в. В. обрели союзников в гуситах, отчасти слившись с их крайним крылом (таборитами). В связи с этим преследования В. резко обострились; инквизиция ликвидировала движение везде, кроме малодоступных деревень в Альпах. После Реформации остатки В. объявили себя древнейшим из протестантских течений. Полное равноправие В. в Италии и Франции принес лишь либерализм XIX в.
Наиболее характерная черта вальденства состоит в том, что определенные тенденции социальной и духовной жизни того времени выступают в нем, по существу, не опосредованными доктринально. Учение В., отличавшихся от катаров последовательно плебейским составом, оставалось крайне расплывчатым (отсюда — готовность В. адаптироваться к самым разным религиозным течениям); вальденство явилось лишь косвенным результатом реформы папы Григория VII, опиравшегося на мирян в организации бойкота недостойных священников. В. выразили некоторые новые тенденции в развитии католицизма (активизация религиозной самодеятельности мирян, давшая в итоге францисканство), но их историческую судьбу предопределила их близость к другим народным ересям позднего Средневековья. Современные В. — протестантские сектанты в горных местностях Савойи, Пьемонта, Дофинэ.
Сергей Аверинцев.София-Логос. Словарь

Большой словарь иностранных слов:

[ <соб.] – религиозная секта, возникшая на юге Франции в конце 12 в. и охватившая купечество, городскую бедноту и крестьянство (основоположник – лионский купец Пьер Вальдо). Вальденсы боролись против католицизма и феодализма и были объявлены римским папой еретиками; подвергались жестоким преследованиям

Советская историческая энциклопедия:

(позднелат. Valdonses), "лионские бедняки" (лат. Pauperes de Lugduno), или леонисты (лат. Leonistes), — еретич. секты в христианстве, возникшие в последней четверти 12 в. и распространенные в Юж. Франции, Сев. Италии, Германии, Чехии, Испании, Швейцарии. По мнению ср.-век. хронистов, свое назв. получили от лионского купца Петра Вальда (лат. Valdus, франц. Valds), который, согласно преданию, роздал свое имущество и стал проповедовать бедность (ок. 1175). Возможно, назв. произошло от наименования жителей долин Дофине и Пьемонта.
=====
Резко и всесторонне критикуя католич. церковь, В. требовали от нее полного отказа от собственности и доходов, в частности — от десятины; не признавали действенности таинств, совершенных католич. духовенством; отвергали возможность отпущения им грехов и допускали исповедь мирян друг другу — все это вело к ликвидации сословия священников. В. не признавали догмата о Христе (считая каждого честного человека сыном божьим, имеющим божеств. душу, а тело столь же почитаемым, как тело Христа). Они не почитали крест. не поклонялись иконам, отрицали необходимость церк. зданий и молитв за умерших (в связи с отрицанием чистилища). Утверждение В., что все добрые люди являются священнослужителями, влекло за собой отрицание роли всего католич. духовенства, в т. ч. римского папы (выступали против приписываемой ему особой миссии — наместника св. Петра). Выдвинутый В. уже в 12 в. тезис о необходимости слушаться только бога, а не людей, вел к отказу от подчинения светским властям, к-рых они впоследствии прямо осуждали и требовали ликвидировать (отражение борьбы нар. масс против феод. гос-ва и против гор. патрициата). Осуждали грабительские крестовые походы. В. делились на отказавшихся от собственности, труда и семьи "перфектов", или "сандалиатов", и на содержавших их "верующих" и "друзей". В. собирались на свои съезды, вели различными средствами пропаганду против католич. церкви, используя сделанные ими переводы Евангелия на народные языки. Осн. массу В. составляли ремесленники и крестьяне. В экономически отсталых р-нах (высокогорные терр. Франции, Сев. Италии и Швейцарии) ересь В. приняла специфич. характер — являлась реакцией "...патриархальных альпийских пастухов на проникновение к ним феодализма...", представляла собой "...реакционную, по форме и содержанию, попытку отгородиться от исторического развития" (Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Несмотря на жестокие преследования, нек-рые общины В. сохранились и в 20 в. (в Савойе, Пьемонте и Швейцарии).
=====
Лит.: Бортник Н. A., Еретич. секты Италии 1-й половины ХШ в., Сб. "Средние века", 1957, в. 10; Haupt H., Waldensertum und Inquisition im sdstlichen Deutschland, Freiburg, 1890; Comba E., Storia dei valdesi, Firenze, 1930; Mohr M., Waldes und das frhere Waldensertum, "Zeitschrift fr Religions- und Geistesgeschichte", 1957, Jg. 9, H. 4; Werner E. und Erbstsser M., Sonal-religiose Bewegungen im Mittelalter, Wiss Zeitschrift fr Karl Marks — Univ. Gesellschafts- und sprachwissensch Reihe, 1957-59, Jg. 7, H. 3; Koch G., Neue Quellen und Forschungen ber die Anfange der Waldenser, "Forschungen und Fortschritte", 1958, Jg. 32, H. 5.
=====
Н. А. Бортник. Свердловск.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
вальденсы, -ов, ед. -денс, -а

Краткий религиозный словарь:

Христианская ересь раннего средневековья. Основатель движения вальденсов — Пьер Вальдо — создал в 1176 общину, члены которой называли себя "совершенными". Движение распространилось в XII веке среди крепостных крестьян и ремесленников Франции. Позднее дв

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru