Определение слова «Интроспекция»

Толковый словарь Ефремовой:

интроспекция ж.
Метод изучения психических процессов, основанный на самонаблюдении.

Толковый словарь Ушакова:

ИНТРОСПЕ́КЦИЯ, интроспекции, ·жен. (от ·лат. introspicio — смотрю внутрь) (псих.). Самонаблюдение; метод изучения психической жизни человека посредством самонаблюдения, применяемый в эмпирической психологии.

Большой энциклопедический словарь:

ИНТРОСПЕКЦИЯ (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — то же, что самонаблюдение.

Большая советская энциклопедия:

Интроспекция
(от лат. introspecto — смотрю внутрь)
то же, что Самонаблюдение.

Большой словарь иностранных слов:

Интроспекции, ж. [от латин. introspicio – смотрю внутрь] (псих.). Самонаблюдение; метод изучения психической жизни человека посредством самонаблюдения, применяемый в эмпирической психологии.

Толковый словарь Кузнецова:

интроспекция
ИНТРОСПЕКЦИЯ -и; ж. [от лат. introspectare — смотреть внутрь] Психол. Непосредственное наблюдение состояний сознания лицом, переживающим их; самонаблюдение.

Малый академический словарь:

интроспекция
-и, ж. психол.
Непосредственное наблюдение состояний сознания лицом, переживающим их; самонаблюдение.
[От лат. introspectare — смотреть внутрь]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
интроспекция, -и

Новейший философский словарь:

ИНТРОСПЕКЦИЯ (лат. introspectare — смотреть вглубь)метод психологии, задача которого состоит в том, чтобы посредством специального анализа вычленить из всех связей предметного внешнего мира явления сознания как непосредственные переживания. Хронологически первый метод психологической науки. Обязан своим появлением картезиан-ско-локковскому пониманию предмета психологии. Согласно Декарту в природе человека, проявляются два противоположных, независимых начала: душа и тело, проистекающие из двух различных субстанций: материи — субстанции протяженной и не мыслящей и души — субстанции мыслящей и не протяженной. В соответствии с этим Декарт ввел два новых понятия: рефлекс, управляющий деятельностью тела, и сознание как проявление духовной субстанции. Именно у Декарта впервые оформляется то понятие сознания, которое становится центральным понятием психологии вплоть до конца 19 в. При этом сам Декарт термин «сознание» не употреблял, вместо него он использовал термин «мышление», которое он определяет как «все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно самим собой». Таким образом, Декарт ввел принцип И., самоотражения сознания в себе самом. Такое интроспективное понятие сознания, замкнутого в себе, отражающего не внешнее бытие, а самое себя, определило метод его изучения, долгое время остававшийся единственным методом психологии — И. В психологических исследованиях И. применялась не как тривиальное самонаблюдение, а как специально тренируемое. Испытуемые обучались самонаблюдению по специально разработанным правилам. Однако, практика применения И. показала ее крайнюю ненадежность. В показаниях различных испытуемых отсутствовала повторяемость, что исключало возможность каких-либо обобщений. Не удалось дать сколько-нибудь серьезных причинных объяснений полученных фактов. Но самым сложным оказалось разработать язык, на котором можно было бы говорить об элементах самого сознания, а не об отражаемых ими объектах. Причина этого в том, что человек воспринимает не свое восприятие, а окружающую его среду, переживает не свои переживания, а события своей жизни. Метод И. выступил основополагающим в психологии Вундта и его школы; наиболее последовательно был реализован в «структурной психологии» Э. Титченера и философско-психологических программах реконструкции непосредственных переживаний индивида (Брентано, К. Штумпф, О. Кюльпе); в психологии Вюрцбургской школы был дополнен методом ретроспекции. Реакцией на интроспективную психологию был бихевиоризм. В настоящее время И. или самонаблюдение является необходимым методом психологии, относящимся к классу методов наблюдения. Так или иначе он присутствует во всех остальных методах, т.к. испытуемый не может, например, дать самоотчет экспериментатору, заполнить анкету или участвовать в беседе и т.п., не наблюдая себя. Как самостоятельный метод И. дополняется объективным наблюдением, что позволяет результаты самонаблюдения проверить данными наблюдения внешнего. В социальной философии метод И. был актуализирован в рамках такого направления, как историцизм в ранних его версиях (см., например, трактовку Дильтеем И. как одного из адекватных методов «понимания жизни» — наряду с «вчувствованием», «вживанием» и др.).

Большой психологический словарь:

(от лат. introspecto — смотрю внутрь)особый способ познания человеком своего сознания, который заключается в якобы «непосредственном» восприятии его феноменов и законов. Идеи И. как особого метода познания сознания были обоснованы в трудах Р. Декарта (который говорил о непосредственном характере познания собственной душевной жизни) и Дж. Локка (выдвинувшего концепцию 2 типов опыта: внутреннего, или рефлексии, который дает нам знания о деятельности нашего «разума», и внешнего, или ощущения, который дает нам знания о мире внешнем). В конце XIX в., когда психология становится самостоятельной наукой, И. пытаются соединить с экспериментом (школа В. Вундта). Впоследствии возникает ряд вариантов метода И.
1. Аналитическая И. в школе ученика Вундта Э. Титченера, процедура которой требовала полного расчленения чувственного образа на «элементы», не впадая при этом в «ошибку стимула».
2. Метод «систематической И.» в Вюрцбургской школе, направленный на прослеживание основных стадий процесса мышления с использованием ретроспективного отчета.
3. Метод феноменологического самонаблюдения в гештальт-психологии, который требует от «наивного испытуемого» непредвзятого описания психических феноменов в их непосредственности и целостности. Последний метод имеет своим истоком метод «внутреннего восприятия» Ф. Брентано, который считал невозможным расчленение сознания на отдельные самостоятельные «элементы» и призывал к непосредственному «восприятию» (а не к наблюдению, которое всегда расчленяет) актов сознания. Варианты метода феноменологического самонаблюдения использовались в описательной психологии В. Дильтея, гуманистической психологии и др.
Метод И. и интроспективная психология были подвергнуты критике в различных психологических направлениях. В бихевиоризме (при сохранении интроспективного понимания сознания) метод И. отрицался как принципиально ненаучный; в психоанализе он отвергался на основании игнорирования бессознательного, недоступного И.; И. М. Сеченов, предложив свою концепцию предмета психологии, считал мифом обоснование существования особого «внутреннего зрения», отличного от объективного (внешнего) наблюдения. В сов. психологии принято было проводить различие между методом И. и методом самонаблюдения, хотя часто слова «И.» и «самонаблюдение» используются как синонимы. (Е. Е. Соколова.)

Социологический словарь:

ИНТРОСПЕКЦИЯ (от лат. introspec-tare — смотреть внутрь) — англ. introspection; нем. Introspektion. Метод исследования, основанный на самонаблюдении в процессе восприятия, мышления и т. п.

Грамматический словарь Зализняка:

Интроспекция, интроспекции, интроспекции, интроспекций, интроспекции, интроспекциям, интроспекцию, интроспекции, интроспекцией, интроспекциею, интроспекциями, интроспекции, интроспекциях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru