Определение слова «грим»

Толковый словарь Ефремовой:

грим м.
1. Вид, требуемый актёру исполняемой ролью и приданный ему с помощью специальных средств.
2. Специальные средства, применяемые для изменения внешности актёра в соответствии с исполняемой ролью.
3. разг. Косметические средства для лица.

Толковый словарь Ушакова:

ГРИМ, грима, ·муж. (от ·итал. grimo — морщинистый) (театр.). Раскраска лица для игры на сцене. Наложить грим. Играть в гриме. На повторные вызовы публики актер вышел уже без грима.
| Краски в виде карандашей, употр. для гримировки. Взял с собой грим.

Большой энциклопедический словарь:

ГРИМ (франц. grime, букв. — забавный старикан) — 1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок (грима) — пластических и волосяных наклеек, парика, прически и др.
2) Гримировальные краски и другие принадлежности грима.

Большая советская энциклопедия:

(франц. grime, буквально — забавный старикан, от староитал. grimo — морщинистый)
искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др. Характер Г. в театре зависит от художественных особенностей пьесы, замысла актёра, режиссёрской концепции и стиля оформления спектакля. История Г. восходит к народным обрядам и играм, требовавшим от участников внешнего преображения. Традиционный, условный по рисунку и краскам Г. некоторых форм китайского, индийского, японского и др. театров Востока, связанных при своём возникновении с древнейшими военными ритуальными обрядами, частично сохранился в этих театрах до настоящего времени. Народные актёры средневековья (скоморохи, жонглёры и т. д.) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений. Примитивно-реалистическим Г. пользовались участники средневековых мистерий, моралите (15—16 вв.). Идеализированный, обобщённый Г. был создан театром классицизма. Во 2-й половине 18 в. делались попытки придать Г. большую характерность, индивидуальную выразительность (Г. актёров А. Лекена, Ф. Ж. Тальма — Франция; Д. Гаррика — Великобритания, и др.). Однако только развитие реализма в театре создало основу для расцвета искусства Г. Пьесы Н. В. Гоголя, А. Н. Островского и др. требовали от актёра умения создать Г.- портрет, обобщающий индивидуальные и социальные черты образа. Мастерами Г. были русские драматические актёры В. В. Самойлов, А. П. Ленский, В. Н. Давыдов, оперные артисты Ф. И. Шаляпин, И. В. Ершов и др.
Важнейшее значение Г. в работе над ролью придавал К. С. Станиславский. В практике Московского Художественного театра искусство Г. стало одним из важных компонентов режиссёрского замысла спектакля. С этого времени появляется новая в сущности должность художника-гримёра, творческого помощника режиссёра и художника. Большой вклад в развитие искусства Г. в советском театре внесли гримёры-художники М. Г. Фалеев, Н. М. Сорокин, П. Б. Лившиц, И. В. Дорофеев и др. Разработкой теоретических основ искусства Г. занимался художник Р. Д. Раугул.
Искусство Г. в кино имеет свою специфику. Г. приспособлен здесь к условиям операторской техники цвето- и светочувствительности киноплёнки, к характеру освещения. Если в черно-белом кино Г. основывался на принципе светотени, то в цветном кино он имеет живописный характер. Цвет играет здесь не только корректирующую роль, но и выступает как важное средство выразительности. Увеличенное изображение на экране («крупный план») в цветном кино потребовало особенно тщательной и кропотливой работы гримёра-художника.
Лит.: Ленский А. П., Заметки о мимике и гриме, в его кн.: Статьи. Письма. Записки, 2 изд., М., 1950; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М., 1954, с. 113—25; Лившиц П. Б., Сценический грим, Л. — М., 1939: Раугул Р. Д., Грим, 2 изд., Л. — М., 1947.

Н. П. Хмелёв. Он же в роли Пеклеванова («Бронепоезд 14—69» Вс. Иванова).

Ф. И. Шаляпин. Он же в роли Ерёмки («Вражья сила» А. Н. Серова).

К. С. Станиславский. Он же в роли Аргана («Мнимый больной» Мольера).

Большой словарь иностранных слов:

Грима, м. [от ит. grimo – морщинистый] (театр.). Раскраска лица для игры на сцене. Наложить грим. Играть в гриме. На повторные вызовы публики актер вышел уже без грима. || Краски в виде карандашей, употр. для гримировки. Взял с собой грим.

Толковый словарь Кузнецова:

ГРИМ -а; м. [итал. grimo — морщинистый] Специальные средства (краски, накладки, наклейки и т.п.), применяемые для изменения внешности актёра в соответствии с исполняемой ролью; оформление лица с помощью этих средств. Наложить г. Играть без грима. Удачный г. Смыть с лица г. Коробки с гримом. // Косметические средства для лица; раскраска лица с помощью этих средств.
Гримёрный (см.).

Малый академический словарь:

-а, м.
1.
Требуемый исполняемой ролью вид, приданный лицу актера при помощи специальных средств (красок, наклеек и т. п.).
Удачный грим. Играть в гриме.

— О Жигулеве, конечно, слышал и рецензии читал!.. портреты его в гриме видел! Скиталец, Кандалы.
2.
Специальные жировые краски, употребляемые для раскраски лица актера, а также наклейки, накладки и т. п.
Снять грим.

Уходя из театра, он [Щипцов] забыл смыть с лица грим и только сорвал бороду. Чехов, Актерская гибель.
[От итал. grimo — морщинистый]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
грим, -а

Толковый словарь Ожегова:

ГРИМ, а, м.
1. Оформление лица (раскраска, использование пластических и волосяных наклеек, париков) для игры на сцене. Играть в гриме. Наложить г.
2. Карандаши и другие принадлежности, употр. при гримировке.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

Театр., из франц. grime "забавный старикан"; см. Гамильшег, EW 491; Горяев, ЭС 80.

Грамматический словарь Зализняка:

Грим, гримы, грима, гримов, гриму, гримам, грим, гримы, гримом, гримами, гриме, гримах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru