Определение слова «Горные железные дороги»

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Термин этот не вполне определенный. Характерные признаки Г. жел. дор. следующие: большие и длинные подъемы; частые закругления наименьшего допускаемого радиуса; направление дороги вдоль крутых скатов на значительной высоте над подошвою возвышенности; пересечение горных потоков и верховьев рек; большая высота перевалов; необходимость устройства подпорных стенок для защиты полотна от обвалов, — защит, а иногда и галерей для охраны пути от лавин и каменных завалов; сооружение туннелей, заворотов для преодоления больших подъемов. Чем резче эти особенности присущи какой-нибудь жел. дор., тем в большей степени она заслуживает названия горной. С другой стороны, на настоящей Г. жел. дор. могут быть отдельные участки, на которых частью отсутствуют описанные свойства. Предел уклонов, при которых допускается еще постройка жел. дор. обыкновенной системы, т. е. с гладкими рельсами для тяги паровозом, составляет для главных жел. дор., на которых производится значительная перевозка, 1:40, а для второстепенных жел. дор. — 1:25. При более крутых подъемах приходится применять тяжелые и сильные паровозы при слабом составе поездов и скорость движения должна быть ограничена 12-18 км в час. В этих случаях для линий местного сообщения предпочитается применение увеличенного искусственного сцепления между паровозом и рельсами (см. Зубчатые жел. дор., Фелля система ж. д.), или же двигатель закрепляется на месте (см. Канатные жел. дор.).
Более замечательные из Г. жел. дор. обыкновенного устройства:
А. В Европе:
1) Альпийские ж. д. (см. Альпийские проходы и ж. д.) — первые из построенных Г. жел. дор. и притом наиболее важные по значению их для международного сообщения и по техническим успехам, которыми ознаменовалось их сооружение (см. также: Арльбергский горный проход, Бреннер, С.-Готтардская, Земмерингская и Мон-Сенисская жел. дор.).
2) Часть итальянских жел. дор., в особенности линии, пересекающие хребет Апеннинских гор: Болонья — Пистойя, Анкона — Фолиньо и Фоджиа — Беневент.
3) Короткие участки южно-французских и североиспанских жел. дор., а также некоторые линии в горной Шотландии.
4) На Скандинавском полуо-ве линии, направляющиеся от Тронтьема к Ю. и З.
5) В Германии Шварцвальдская жел. дор.
6) Ряд участков в области Карпат; в особенности на линиях, соединяющих Верхнюю Венгрию с Силезиею и Галициею, а также Венгерскую низменность с Седмиградиею и последнюю с Румынией.
7) В России участки Уральской, Самаро-Златоустовской и часть Закавказской ж. д. (Сурам).
Б. В Азии некоторые участки жел. дор. Британской Индии, в особенности линии, пересекающие северо-западные провинции и проникающие в долины Гиндукуша.
В. В Северной Америке участки Тихоокеанских жел. дор. в пределах Кордильер (Скалистые горы и Сьерра-Невада).
Г. В Южной Америке Г. жел. дор. Перу, Боливии и Аргентинской Республики.
Д. В Австралии Северо-Западная жел. дор.
Г. жел. дор. при сравнении их между собою характеризуются возвышением перевального участка н. ур. м. и наибольшими встречающимися на них подъемами. Приводим эти цифры для главнейших Г. жел. дор.

| Название железнодорожной линии           | Название перевалов        | Возвышение над        | Наибольш.         |
|                                                                 |                                        | уровнем моря, в м     | подъем в %.      |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Лима-Оройа                                             | Казаналька — Оройа       | 4778                           | 40                      |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Денвер-Рио-Гранде                                  | Маршаль                         | 3310                           | 40                      |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Веракрус-Мексико                                    | Пуэбло                            | 2546                           | 20                      |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Инсбрук-Боцен                                         | Бреннер                          | 1367                           | 25                      |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| С.-Микель-Турин                                      | Мон-Сени                        | 1295                           | 30                      |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Силенек-Бодио                                         | С.-Готтард                      | 1154                           | 26                      |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Закавказская (до постр. туннеля)             | Сурам                             | 970                            | 45                      |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Нейштадт-Брук                                        | Земмеринг                      | 898                            | 25                      |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Балтимор-Огайо                                       | Альтамонт                      | 800                            | 22                      |

А. Т.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru