Определение слова «Див»

Толковый словарь Ефремовой:

Див м.
Сказочное существо; чудище, чудовище (в восточной мифологии).

Большой энциклопедический словарь:

ДИВ — в восточнославянской мифологии один из духов дикой природы.

Толковый словарь Даля:

См. диво

Толковый словарь Кузнецова:

ДИВ -а; м. Нар.-поэт. Сказочное существо невиданно чудного или страшного вида.

Малый академический словарь:

-а, м.
В восточной мифологии: то же, что демон.

Мифологическая энциклопедия:

Дива, в восточнославянской мифологии персонаж. Упомянут в средневековых «Словах»-поучениях против язычества (в форме «дива») и дважды в «Слове о полку Игореве»: приурочен к верху дерева («Дивъ кличетъ връху древа») и спускается вниз («уже връжеся дивъ на землю»). Демон и женский мифологический персонаж со сходным именем известен у западных славян (чеш. divy mu, diva ena, польск. dzivoona; сербо-лужицк. dziwja ona, diwica, обычно связываемые с лесом), а также у южных славян (болг. самодива, синонимичное самовиле, см. ВИЛЫ). Слово первоначально было связано, с одной стороны, с русским «диво» и родственными славянскими обозначениями чуда, с другой стороны — со славянскими и балтийскими словами в значении «дикий», происходящими из «божий»: ср. укр. дивий«дикий», старослав. «дивии», болг. «див», польск. dziwy, «дикий» при латыш. dieva zuosis, «дикий гусь»первоначально в значении «гусь бога»; ср. также родственное хеттское iu — «бог» в iuna huitar, «животные богов», т. е. «дикие звери»; и типологические кетские параллели — Esd Sel, «дикий олень», т. е. «олень бога Эся». Развитие в славянском отрицательных значений типа «дикий» иногда связывают с влиянием иранской мифологии, в которой родственное слово из общеиндоевропейского значения «бог» (см. также ДЫЙ) превратилось в обозначение отрицательного мифологического персонажа — дэва (см. ДЭВЫ). В значении «бог» у иранцев выступило переосмысленное обозначение доли (др.-инд. bhaga): ср. слав. Бог; оба эти взаимосвязанных процесса объединяют славянские и иранские языки и мифологии. След древнего индоевропейского значения «бог ясного неба» (см. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ) можно видеть в мотиве падения Д. на землю, имеющем соответствия в древнеиранском (patat dyao, «сверзился с неба») и древнегреческом (,«сверженный с неба»; ср. также хеттский миф о боге луны, упавшем с неба, и т. п.).Лит.: Иванов В. В.. Топоров В. Н„ К проблеме достоверности поздних вторичных источников в связи с исследованиями в области мифологии, в кн.: Труды по знаковым системам, т. в, Тарту, 1973. В. В. Иванов, В. Н. Топоров.

Словарь личных имен:

А, муж. Стар. редк.
Отч.: Дивович, Дивовна.
Производные: Дива.
Происхождение: (От лат. divus — божественный.)

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Див, -а (мифол.)

Этимологический словарь Макса Фасмера:

"птица, предвещающая несчастье, удод, Upupa epops" (Павл.), др.-русск. дивъ, СПИ. Возм., через какой-либо из тюрк. языков из ср.-перс., нов.-перс. dv "демон, дьявол", авест. dava- "злой дух"; см. Mi. ТЕl., Доп. 1, 29; Бернекер 1, 202; сомнения по этому поводу высказал Мелиоранский (ИОРЯС 7, 2, 287). Не более правдоподобно предположение Корша (AfslPh 9, 497) о родстве русск. и ир. слов; также см. Преобр. 1, 184. Ср. также Зеленин, Табу 2, 99.
••
[См. еще Менгес, "Oriens" 9, 1956, стр. 87 и сл. – Т.]

Грамматический словарь Зализняка:

Див, дивы, дива, дивов, диву, дивам, дива, дивов, дивом, дивами, диве, дивах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Dives) — прибрежная р. во фр. дпт. Кальвадос; впадает после 100 км течения в Ла-Манш; 28 км до устья становится судоходным. Вблизи устья лежит мст. Д. с 870 жит., бывшее некогда одной из важнейших гаваней Нормандии.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru