Определение слова «Маруты»

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

Братья-близнецы, боги бури ведийского пантеона; числом 21 (или больше). Дети Рудры и пятнистой коровы Пришни (олицетворения тучи), ассоциируются больше с Индрой, сопровождая его в боях с демонами; мчатся по небу на быстрых колесницах, проливают дожди. Их местопребыванием * считается ашваттха, свящ. смоковница. Иногда отождествляются с рудрами. В М. усматривают олицетворение муссонов, возводят происхождение М. к культу мертвых (М. от корня "мар" , умирать).
В. Эрман

Теософский словарь:

(Санскр.) У востоковедов — Боги Грозы, но в "Веде" нечто очень мистическое. В эзотерических учениях, так как они воплощаются в каждом круге, они просто идентичны с некоторыми Агнишватта Питри, Человеческими разумными Эго. Отсюда — аллегория о Шиве, превращающем частицы плоти в мальчиков и называющим их Марутами, чтобы показать бесчувственных людей, преобразованных через превращение в Проводников Питри или Марутов Огня, и таким образом — в разумных существ.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Marutas) — божества ведийского периода индийской мифологии. Они составляют дружину, сопровождающую Рудру или Индру. Число М. неопределенно: гимны Риг-веды упоминают то 27 М., то 180. Туземные индийские комментаторы вед видят в М. божество ветров, предшествующих грозе: в классическом санскрите слово marut употребляется в значении ветра. Отцом М. назыв. Рудру, иногда Индру, матерью — корову Пршни (Prn), олицетворяющую, как предполагают, грозовую тучу. М. упоминаются обыкновенно в гимнах, посвященных Рудре или Индре; но есть несколько гимнов, посвященных им одним. Они изображаются толпой прекрасных юношей, в роскошном одеянии, с блещущими копьями, с золотыми украшениями на шее и груди, выезжающими на боевых, иногда золотых колесницах, запряженных пестрыми конями или антилопами. Они колеблют землю и горы в своем стремительном беге, сопровождаемом вихрем, обращают день в ночь, источают потоки дождя. Они являются помощниками Индры в его бое со змеем Вртрой, или Аги, и подобно Индре, вооружены перунами. Как оросители земли потоками дождя, они являются благодетелями человека. Гимны приписывают им обладание целительными снадобьями. Имя Marut одни ученые (Грассман) относят к корню mar — блистать (срав. греч. — блистаю) и дают ему значение блистающий; другие (Дармстетер) видят в имени М. тот же корень, как в слове mar-ya — муж, и ссылаются на встречающийся в ведах эпитет этих богов maryso divas, т. е. мужи неба.
См. Oldenberg, “Die Religion des Veda” (1894, стр. 224 и след.); Barth, “The Religions of India” (1891, стр. 13 и след.); Muir, “Original Sanskrit texts” (V, стр. 147—154); Darmesteter, “Ormazd et Ahriman” (p. 163).
Bc. M.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru