Определение слова «ДИОН ХРИСОСТОМ»

Большая советская энциклопедия:

Дион Хрисостом
Или Златоуст (греч. Don Chrysstomos) [около 40, Пруса, Вифиния,после 112, там же (?)], древнегреческий оратор. Изгнанный из Рима, а затем и из Прусы при императоре Домициане, Д. Х. 14 лет скитался по восточным окраинам Римской империи. Впоследствии [после смерти Домициана (96)] пользовался расположением императоров Нервы и Траяна как теоретик единовластия. До нас дошло 80 речей Д. Х. (некоторые из них ему приписаны) на моральные, политические и историко-литературные темы; они являются важным источником по истории Римской империи 1 — начала 2 вв. В так называемой Борисфенитской речи Д. Х. содержатся сведения об истории Северного Причерноморья.
Соч.: [Opera], with an English transl., v. 1-5, Camb. — L., 1949—56.
Лит.: Сонни А. И., К характеристике Диона Хрисостома, «Филологическое обозрение», 1898, т. 14, кн. 1; Arnim Н. von, Leben und Werke des Dio von Prusa, Bd 1—2, В., 1896—98.

Советская историческая энциклопедия:

(Dion o Xrysostomos, букв. — Златоуст) (ок. 40 — после 112) — др.-греч. оратор. Представлял зажиточную верхушку малоазийских городов, полностью подчинившуюся рим. владычеству. Род. в Прусе (Вифиния), учился в Риме, но был изгнан оттуда Домицианом. Прощен Нервой. При Траяне пользовался большим успехом. Сохранилось 80 его (или приписываемых ему) речей, представляющих собой важнейший источник по истории вост. провинций империи в 1 — нач. 2 вв. В философии Д. X. пытался эклектически сочетать взгляды стоиков и киников. Для истории Сев. Причерноморья большое значение имеет XXXVI, Борисфенитская, речь Д. X.
=====
Соч.: Шо Chrysostom. With an Engl. Transl. by J. W. Cohoon and H. Lamar Crosby, в серии: "The Loeb classical library".
=====
Лит.: Arnim H. v., Leben und Werke des Dio von Prusa, Bd 1-2, В., 1896-98.

Новая философская энциклопедия:

ДИОН ХРИСОСТОМ ( , «Златоуст») из Прусы (ок. 40 – после 112) – греческий ритор и философ, разделявший идеи кинизма и стоицизма. Будучи уже известен, Дион по прибытии в Рим познакомился со стоиком Музонием Руфом и стал его приверженцем; до этого он философию изобличал (ср. названия его речей «Против философов» и «Против Музония Руфа» – не сохранились). После того, как в 85 Дион был изгнан из Рима Домицианом и стал вести скитальческую и материально стесненную жизнь, ему стали близки идеи киников. От этого периода, продолжавшегося 14 лет, сохранились речи, представляющие интерес как источник по истории древнего и эллинистического кинизма. В них изображается жизнь и учение Диогена Синопского [ДИОГЕН СИНОПСКИЙ] (or. 6, 8, 9, 10), социально-нравственный идеал киников [КИНИКИ]: моральное воспитание и просвещение, отказ от ложных ценностей цивилизации с ее погоней за наживой и удовольствиями и возврат к необходимому для жизни минимуму «природы» (см. речи «Эвбейская», 12 и «Борисфенитская», 36). В речах «О рабстве и свободе» (or. 14–15) Дион выступал против всякой формы порабощения человека человеком. Всего сохранилось 80 речей Диона. В 96 (после смерти Домициана) он вернулся в Рим и, сблизившись с императорами Нервой и Траяном, сменил антимонархические настроения периода изгнания на лояльное отношение к монархии. Посвятил Траяну четыре речи «О царской власти».
Сочинения:
1. Dionis Prusaensis quem vocant Chrysostomum quae extant omnia, ed. J. von Arnim, vol. 1–2. В., 1896;
2. в рус. пер.: Антология кинизма, изд. И.М.Нахов, 2-е изд. М., 1996, с. 270–296 («Диоген, или О тирании», «Диоген, или О доблести», «О состязаниях», «Диоген, или О слугах»);
3. Олимпийская речь, или Об изначальном сознавании божества, пер. Н.Брагинской, М.Грабарь-Пассек;
4. Троянская речь, пер. Н.Брагинской. – В сб.: Ораторы Греции. М., 1985, с. 283–336.
М.А.Солопова

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru