Определение слова «Чингисхан»

Большой энциклопедический словарь:

ЧИНГИСХАН (Тэмуджин — Темучин) (ок. 1155-1227) — основатель и великий хан Монгольской империи (с 1206) — организатор завоевательных походов против народов Азии и Вост. Европы. Сопровождались опустошениями, гибелью целых народов и привели к установлению монголо-татарского ига в завоеванных странах.

Большая биографическая энциклопедия:

Чингисхан
(Тэмуджин, Темучин) (около 1155—1227), основатель и великий хан Монгольской империи (с 1206). Кодифицировал обычное право монголов (1206), ввёл военно-административное деление государства; создал значительную армию и 10-тысячную личную гвардию и войско. Руководил завоеваниями в Южной и Юго-Восточной Сибири, Северном Китае, Средней Азии и др., сопровождавшимися опустошениями земель и городов, гибелью народов.

Советская историческая энциклопедия:

(собств. Имя — Тэмуджин, Темучин) (ок. 1155-25.VIII. 1227) — основатель первого в истории единого монг. гос-ва, полководец. Род. в урочище Делиун-Болдак на р. Онон в семье главы одного из древних родов Есугая-батура. Благодаря своему воен. таланту, а также слабости и разобщенности противников, Тэмуджин в период, по-видимому, 1183-1204 разгромил осн. соперников в борьбе за власть (начиная с вождя племени мэркитов Тохтуа и кончая Таян-ханом — главой крупного племени найманов) и, захватив обширные территории, стал фактическим главой населявших их многочисл. родо-племенных объединений. Этими победами и рядом социальных мер, направленных к сплочению вокруг себя феодализирующейся племенной аристократии, Тэмуджин предопределил решение курултая (съезда) степной аристократии 1206, на к-ром он был провозглашен великим ханом над всеми племенами с титулом "Ч." (от тюрк. тенгизокеан, море).
=====
В области внутренней политики усилия Ч. были сосредоточены на централизации управления вновь созданным гос-вом в интересах класса феодалов; разделил монг. племена на воен.-адм. единицы, наз. "тысячами" (т. к. по требованию хана эти единицы должны были выставлять по 1000 конных воинов), Ч. пожаловал их вместе с пастбищами своим родственникам и нойонам — представителям нового класса феодалов из числа своих сподвижников — в уделы (хуби). Ч. организовал письменное делопроизводство (его сначала вели уйгурские писцы). В 1206 он обнародовал постановления, представляющие собой кодификацию обычного права (яса). Создал 10-тыс. личную гвардию (кэшяг), к-рая была осн. силой подавления всякого недовольства в гос-ве; из гвардейцев комплектовался также частично аппарат чиновников. В армии была введена жесточайшая дисциплина: за малейшее неповиновение или проявление трусости виновные карались смертью. Для стратегии и тактики Ч. были характерны тщательная разведка, стремление разбить врага по частям, внезапность нападения, устройство засад с использованием спец. отрядов для заманивания неприятеля, маневрирование крупными массами конницы и т. д.
=====
Нападением на чжурчэньское гос-во Цзинь в 1211 Ч. начал завоевательные войны (см. Монгольские завоевания 13 в.), продолженные его преемниками. Эти войны, к-рые велись в интересах монг. феод. верхушки (нойонства), причинили величайшие бедствия народам покоренных стран (большинство к-рых стояло на более высокой ступени экономич. и культурного развития), оказали отрицательное влияние на развитие самого Монг. гос-ва и положение осн. массы его населения — простых аратов. Эти войны истощили силы гос-ва и обусловили политич., экономич. и культурный его упадок уже к кон. 13 в. Ч. умер на терр. тангутского гос-ва Си-ся во время начатого им в 1226 похода в эту страну. Завоевания Ч. носили реакционный характер, но его заслуга состоит в объединении монг. племен и создании единого Монг. гос-ва.
=====
Лит.: Владимирцов Б. Я., Чингис-хан, Берлин — П. — М., 1922; Татаро-монголы в Азии и Европе. (Сб. ст.), М., 1970; Кычанов Е. И., Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир, М., 1973; Grousset R., Le Conqurant rlu Monde. Vie de Gengis-Khan, P., 1944.

Мифологическая энциклопедия:

Персонаж мифологии монгольских народов, восходящий к реальному лицу — полководцу, основателю монгольской империи 13 в. Многие мифологические мотивы и связанные с ним представления бытовали в Центральной Азии задолго до появления реального Ч. Культ Ч. был учрежден его внуком Хубилаем, основателем Юаньской династии. Мифологический Ч. вписался в традицию почитания у монголов духов предков (выражавшегося в изготовлении онгонов, в упоминании в призываниях, в жертвоприношениях). Ч. был объявлен великим предком рода монгольских каганов (великих ханов), ему было установлено святилище, известное под названием «Восемь белых шатров». Внутри культа Ч. существовал культ его сульде — его военного духа (гения), воплощенного в знамени. Особо почитались Цаган сульде («белое знамя»), Хара сульде («черное знамя»). Для знамен Чингисхана были построены специальные святилища, разработан ритуал жертвоприношений. Имеется предположение, что Хара сульде и Цаган сульде — вымышленные имена реальных приближенных Чингисхана. С культом Ч. связан культ членов его семьи: матери, жен, сыновей и др.Образ Ч. претерпел эволюцию с распространением ламаизма в 16- 18 вв. По преданиям, Ч. как грозное, требующее кровавых жертв божество был укрощен панчен-ламой, который запретил кровавое жертвоприношение в его честь, запер гроб с костями Ч. и ключи от него увез в Тибет, в монастырь Ташилхумпо. Ч. был включен в число охранительных божеств монгольского буддизма. В ряде молитв к нему обращались как к «белому носителю обета». Ламаистская традиция ведет родословную Ч. от мифического индийского царя Маха Самади.В мифологии монгольских народов с Ч. связано несколько фольклорных сюжетов. Ч. выступает как культурный герой, установивший некоторые свадебные обряды, изобревший водку, кумыс и табак; он — покровитель кузнечного дела и т. д. Топонимический фольклорный цикл объясняет происхождение названий местностей, исходя из деятельности реального Ч.: Алтай улгий («золотая колыбель»)место его рождения; Тогон Шулун («каменный котел») и Санага («черпак») именуются так в память забытых воинами Ч. вещей. О названии горы Деш («наковальня») в окрестностях Новоселенгинска (Бурятская АССР) существует легенда: здесь Ч. ковал железо, стоя одной ногой на правом, другой — на левом берегу реки Чикой, закаливая в ней свои изделия. Ряд мифов посвящены предполагаемому месту нахождения могилы исторического Ч.: на дне специально отведенного русла реки; в одной из пещер общемонгольской святыни — горы Бурхан-халдун и др.Лит.; Дылыков С. Д., Эджен-хоро, в кн.: Филология и история монгольских народов, М.. 1958; Жамцарано Ц., Культ Чингиса в Ордосе, «Central Asiatic Journal», 1961, v. 6, № 3; С моле в Я. С., Бурятская легенда о Чингис-хане в связи с названием местностей Забайкалья и сопредельной Монголии, «Труды Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела Русского географического общества». 1900, т. 3, в. 1; Жуковская Н. Л., Ламаизм и ранние формы религии, М.. 1977; Ринчен Б., Культ исторических персонажей в монгольском шаманстве, в кн.: Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века, Новосиб., 1975; Bawden С. Р., The posthumous reputation of Genghis Khan, «New Orient», I960, v. 1, № 2. Н. Л. Жуковская.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Чингисхан, -а

Энциклопедический словарь псевдонимов:

(наст. имя Тэмуджин или Темучин; ок. 1155–1227) – основатель и великий хан Монг. империи (с 1206), организатор завоеват. походов против народов Азии и Восточ. Европы. Сопровождались опустошениями, гибелью целых народов и привели к установлению монг. – тат. ига в завоеванных странах.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru