Определение слова «чанг»

Большой энциклопедический словарь:

ЧАНГ (чанк) — ..
1) узбекский, таджикский музыкальный инструмент типа цимбал...
2) Иранская древняя угловая арфа.

Этнографический словарь:

Вид цимбал в Средней Азии.

Энциклопедия литературных героев:

ЧАНГцентральный персонаж рассказа И.А.Бунина «Сны Чанга» (1916), пес, щенком купленный у первого хозяина-китайца вторым, и главным, хозяином — капитаном. Действительность интерпретируется Ч. в соответствии с условно «собачьим» восприятием жизненной драмы капитана с его теорией «двух правд», постоянно сменявших друг друга: «первая — та, что жизнь несказанно прекрасна, а другая, что жизнь мыслима лишь для сумасшедших». Приверженность то одной, то другой «правде» знаменует взлеты и падения судьбы капитана. Время деформировалось в восприятии Ч., сны которого хранят события прошлого, а явь — смутное алкогольное настоящее. Прошлое — там, где Ч., «рыжий кобелек, имевший в себе что-то лисье и волчье с густым жестким мехом вокруг шеи, строго и умно водил черными глазами по высокой железной стене пароходного бока и торчком держал уши», а капитан был победно молод, красив и счастлив. Это прошлое принадлежит прекрасной правде сновидений. Там капитан торжествовал над морской стихией, ужасной, грозной, но власти его покорявшейся. Там царил лад и порядок, а на завтрак полагался кофе (для Ч.- сладкое молоко с хлебом). В дурной, злой правде настоящего нет моря, есть суша, беспорядок и бесконечное пьянство, в котором существуют два опустившихся старика — человек и собака (капитану нет и сорока, псу — шесть лет). Ч., как и его хозяин, с которым он синхронно, в ускоренном темпе прожигает нелепую жизнь, становится горьким пьяницей. У Ч. нет выбора — по воле автора он не только воспринимает мир через призму жизни капитана, но и преданно и безропотно живет в соответствии с ее ритмом и укладом. После смерти капитана Ч. не только не погибает, но неожиданно обретает третьего хозяина — художника, с которым осиротевшего пса связывает тоска по умершему. В снах, не подвластных смерти, он по-прежнему вместе с капитаном,- в том мире, который отмечен третьей, истинной правдой, а какая она -»про то знает тот, последний Хозяин, к которому уже скоро должен возвратиться и Чанг».
Т.Н.Суханова

Музыкальная энциклопедия:

Чaнк.
1) Иранская угловая арфа. Имеет трапециевидный, слегка изогнутый корпус, часто украшенный орнаментом. Восходит к древним инструментам Ассирии, Сев. Индии. Ч. имел разл. количество струн (13-100; часто двойные, тройные), к-рые защипывали пальцами обеих рук (иногда на большие пальцы надевали в качестве плектра напёрстки). Древнейшие изображения относятся к 600 н. э. Играли на Ч. гл. обр. женщины. Ныне встречается среди иранцев, живущих в Афганистане. Родственные муз. инструменты — аюмаа, чанги и др. С 14 в. Ч. называются инструменты типа цимбал и псалтериума.
2) Узб. и тадж. нар. струнный удар. муз. инструмент, род цимбал. Имеет плоский, трапециевидный деревянный корпус (длина обращённой к исполнителю стороны 850-1000 мм, противоположной — 630-800 мм, ширина 300-400 мм) на небольших ножках, прикрывается деревянной крышкой. На верхней деке 1-3 резонаторных отверстия в виде резных розеток. Металлич. струны натянуты в продольном направлении; они крепятся с левой стороны корпуса к металлич. штифтам, с правой — к металлич. колкам, вращаемым спец. ключом. Струны делятся на 2 группы — низкого и высокого регистров. Струны первой группы одинарные, опираются на подставку близ колков; издают звуки диатонич. звукоряда. Между этими струнами проходят струны 2-й группы, опирающиеся на левую подставку, к-рая делит их на 2 неравные части: часть струны справа от подставки даёт звук октавой выше соседней струны 1-й группы, слева от неё — квинтой выше звука правой части той же струны. Т. о. образуются 3 диатонич. звукоряда:
As — ges, as — ges1, es — des2.
Исполнитель ударяет по струнам 2 эластичными деревянными или бамбуковыми палочками. Звук громкий, долго не затухающий, яркого, звонкого тембра. Сила звука может изменяться в широких пределах. На Ч. играют соло, чаще в ансамбле с др. нар. инструментами. В 1940-е гг. Ч. усовершенствован мастерами А. И. Петросянцем и С. Б. Диденко. Созданные ими разновидности Ч. входят в совр. узб. и тадж. оркестры нар. инструментов; имеют хроматич. звукоряд. Их диапазоны: g — е3 (прима), G — е2 (тенор), C1 — g (бас).
Литература: Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 162, 172; Кароматов Ф., Узбекская инструментальная музыка, Таш., 1972, с. 149.
Н. А. Лисова.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
чанг, -а (узбекско-таджикский муз. инструмент)

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

арфа
инструмент
остров
цимбалы

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru