Определение слова «Бункер-поезд»

Большой энциклопедический словарь:

БУНКЕР-ПОЕЗД — рельсовое транспортное средство для непрерывной загрузки, транспортирования и разгрузки горной массы в шахте.

Большая советская энциклопедия:

Бункер-поезд
Горный агрегат для перемещения и разгрузки горной массы (реже Б.-п. производит загрузку). Б.-п. состоит из шарнирно соединённых одноосных узкоколейных секций с высокими бортами. Секции образуют сплошной жёлоб-бункер, по дну которого проложен изгибающийся скребковый или пластинчатый конвейер, служащий для распределения горной массы по всей длине Б.-п. при его загрузке и для последующей разгрузки. Кроме конвейерных, существуют конструкции Б.-п. со скреперным заполнением и разгрузкой, с вибрационными секциями, с откидными днищами и др. Ёмкость Б.-п. от 20 до 40 м3 и более. Откатка Б.-п. обычно осуществляется рудничными локомотивами. Самоходный Б.-п., оснащенный рабочим органом для погрузки горной массы, представляет собой Погрузочно-транспортный агрегат. Б.-п. ликвидирует трудоёмкие операции на погрузочных и обменных пунктах шахт, связанные с погрузкой в отдельные вагонетки, а также обеспечивает эффективное использование ёмкости поезда. Б.-п. применяют для транспортировки горных пород при проходке подземных горных выработок, полезных ископаемых из забоев, а также вспомогательных материалов (балласта, закладочных материалов и др.).
Лит.: Пейсахович Г. Я., Погрузочно-разгрузочные комплексы подземного транспорта за рубежом, М., 1964; Юрков В. Н., Беляшов В. Н., Конвейеры, конвейерные и бункерные поезда на горнопроходческих работах, М., 1966.
А. А. Пархоменко.

Горная энциклопедия:

(a. bunker-train; н. Bunkerzug; ф. silo-train; и. tolva-tren) — подземная трансп. установка из шарнирно соединённых секций-платформ с высокими бортами (без торцевых стенок) на колёсно-рельсовом ходу. Предназначен гл. обр. для вывоза горн. массы, отбиваемой в проходческом забое за один цикл. На днище или специальных направляющих в верх. части бортов Б.-п. располагается трансп.-распределит. установка, с помощью к-рой загружаемая с торцевой части Б.-п. горн. масса (руда, порода) равномерно распределяется по всей его длине. Шахтный локомотив (или тяговая система) перемещает Б.-п. к пункту разгрузки (рудоспуск, приёмный бункер шахтного подъёма, рудный или породный отвал на поверхности), где горн. масса выгружается с помощью той же распределит. установки или через откидывающиеся днища.
Тип Б.-п. обычно определяется видом применяемой трансп.-распределит. установки (табл.); различают Б.-п. скреперные и конвейерные.

В скреперных Б.-п. боковое соединение секций выполнено с помощью шарнирных балок и позволяет проходить закругления радиусом 12 м и более. На боковых стенках секций укреплены траверсы для ограничения движения скрепера и канатов в вертикальной плоскости. При использовании скреперного Б.-п. время погрузки 20 м3 горн. массы 40-60 мин, разгрузки 30-35 мин. Гл. недостаток Б.-п. этого типаотносительно малая производительность скреперной установки, снижающая показатели работы погрузочных машин. Более перспективны конвейерные Б.-п. (донный скребковый, пластинчатый или вибрационный), к-рые обеспечивают непрерывную загрузку и разгрузку горн. массы. Общая продолжительность цикла загрузкадвижениеразгрузка при расстоянии откатки 1 км ок. 40-60 мин. Б.-п. этого типа работают в выработках сечением 4-12 м2 и перевозят до 60 т горн. массы.
Совр. Б.-п. эффективно используются в составе комплексов проходческого оборудования при рельсовом транспорте горн. массы; их применение возможно также для вывоза руды от рудоспуска или погрузочного пункта до околоствольного двора. Б.-п. обеспечивает оптимальную организацию проходческих работ, повышение производительности труда и скорости проведения выработок. Суммарная продолжительность уборки и транспортирования горн. массы при использовании Б.-п. сокращается (в сравнении с обычной техникой шахтного рельсового транспорта) в неск. раз.
Я. Б. Кальницкий.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru