Определение слова «Болонская школа»

Большая советская энциклопедия:

Болонская школа
Одна из школ итальянской живописи. Живопись Болоньи заняла видное место в итальянском искусстве уже в 14 в., выделяясь острой характерностью и экспрессией образов. Но термин «Б. ш.» связывается преимущественно с одним из течений в итальянской живописи периода формирования и расцвета барокко. Б. ш. возникла после основания братьями Карраччи в Болонье около 1585 «Академии вступивших на правильный путь», где впервые складывались доктрины европейского академизма и формы деятельности будущих академий художественных (См. Академии художественные). Изучение натуры считалось в Б. ш. подготовительным этапом на пути к созданию идеальных образов. Этой же цели служила строгая система правил мастерства, искусственно извлечённая из опыта мастеров Высокого Возрождения. Художники Б. ш. конца 16 — 17 вв. (Карраччи, Г. Рени, Доменикино, Гверчино) выполняли главным образом композиции на религиозные и мифологические темы, несущие печать идеализации и зачастую пышной декоративности. Б. ш. сыграла двойственную роль в истории искусства: она способствовала систематизации художественного образования, её мастера разрабатывали характерные для барокко типы алтарной картины, монументально-декоративной росписи, «героического» пейзажа, а в ранний период проявляли подчас искренность чувства и оригинальность замысла (в т. ч. в портрете и жанровой картине); но в дальнейшем принципы школы, распространившиеся в Италии (а позже и за её пределами) и превращенные в догму, порождали в искусстве лишь холодную отвлечённость и безжизненность.
Лит.: Виппер Б. Р., Проблема реализма в итальянской живописи XVII—XVIII веков, М., 1966, гл. 1.

Болонская школа. Аннибале Карраччи. «Венера и Анхиз». Фреска в Палаццо Фарнезе в Риме. 1597—1604.

Музыкальная энциклопедия:

Направление в итал. музыке, сложившееся в Болонье во 2-й пол. 17 в. Сыграло важную роль в формировании и развитии жанров инстр. музыки: трио-сонаты, сольной сонаты и концерта. Основоположник Б. ш. Дж. Б. Витали возвысил значение инстр. музыки, на нац. итал. основе обогатил её мелодику и формы, внёс вклад в развитие жанра сонаты. Виднейшие представители Б. ш. — М. Каццати (учитель Дж. Б. Витали), Дж. Б. Бассани, П. Дельи Антонии, Б. Лауренти, Дж. Альдровандини, Т. А. Витали и Дж. Торелли, авторы трио-сонат и сольных скрипичных сонат. Торелли был в числе создателей концерта для скрипки с оркестром и особой формы орк. сонаты или симфонии для 4 и более голосов. В его сольных концертах и concerti grossi утверждается цикличность, осн. на чередовании контрастирующих темпов (быстромедленно — быстро). Расцвет Б. ш. связан с творчеством А. Корелли, одного из создателей классич. типа concerto grosso (в 70-х гг. 17 в. Корелли переселился в Рим). Развитие инструментальной музыки в Болонье проходило во взаимодействии с эволюцией других жанров; определённое влияние на становление концертного стиля в инструментальной музыке оказали характерные для Б. ш. оратория с текстом на простонародном языке и короткая "концертная месса" без саntus firmus для 3 голосов (без тенора) и струнных инструментов (М. Каццати, Дж. П. Колонна, Дж. А. Перти и др.).
Литература: Gaspаri G., La musica in San Petronio, Bologna, 1868-70; Wagner P., Die konzertierende Messe in Bologna, в кн.: Festschrift fьr H. Kretschmar, Lpz., 1918; Frati L., Per la storia della musica in Bologna nel secolo XVII, "RMI", XXXII, 1925; Vatielli Fr., La scuola musicale bolognese, в кн.: Strenna storica bolognese, Bologna, 1928; Morini N., La R. Accademia filarmonica di Bologna, Bologna, 1930; Mishkin H. G., The solo violin sonata of the Bologna school, "MQ", XXIX, 1943.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru