Определение слова «Блондель»

Большой энциклопедический словарь:

БЛОНДЕЛЬ (Blondel) Морис (1861-1949) — французский философ, представитель спиритуализма и католического модернизма.

Новая философская энциклопедия:

БЛОНДЕЛЬ (Blondel) Морис (2 ноября 1861, Дижон – 4 июля 1949, Эксан-Прованс) – французский философ, приверженец католического модернизма и спиритуализма. Ученик А.Бергсона [БЕРГСОН]. Учился в университете Дижона, затем в Эколь Нормаль; преподавал в лицеях Шомона, Монтобана и Экс-ан-Прованса, в университетах Лилля и Экс-ан-Прованса. В своих исканиях, кроме Бергсона, опирался на идеи Паскаля, Спинозы, Лейбница, Гегеля, Мен де Бирана; стал одним из видных представителей французского католического модернизма наряду с А.Луази, Э.Ле Руа и др. Привлек внимание своей работой «Действие» (LAction, 1893), ставшей его диссертацией и впоследствии переработанной в двухтомное произведение (опубликовано в 1950). Книга подверглась критике со стороны официального католизма и была внесена Ватиканом в список запрещенных работ; ее автора упрекали в рационализации христианства, в превращении христианского учения в философию. Вместе с тем университетская общественность в течение нескольких лет отказывала ему в преподавании философии на том основании, что он не признавал автономии философии, подчиняя ее религии.
В создаваемой концепции, которую он называл философией действия, Блондель стремился примирить томизм с августианством, а также с традицией средневековой мистики; вместе с тем проводил идею синтеза имманентного и трансцендентного, характерную для католического модернизма того времени. Критикуя неотомизм с его «теологическим рационализмом», Блондель приходит к выводу, что в деятельности человека осуществляется реальная связь естественного и сверхъестественного. При этом Блондель считает, что только единство разума и веры может восстановить целостность философии: он отвергает как крайний рационализм, для которого нет иного источника истины, кроме разума, так и откровенный фидеизм, признающий главенство веры в познавательном процессе. Для Блонделя мир явлений и мир высших ценностей не могут быть разобщены, разум и вера – два инструмента одной и той же истины. В сердце человека он обнаруживает сверхъестественную потребность: человек воодушевляется целями, отличными от природных целей; действие человека осуществляется в точке соединения естественного и сверхъестественного, имманентного и трансцендентного. Вот почему ифилософия, занимаясь изучением человека как специфического единства бытия, действия и мышления, не может быть закрытой самодостаточной системой; она вынуждена идти на союз с верой, поскольку одной вере дано достичь сверхъестественное. Действие благодаря присущему ему динамизму заставляет человека преодолевать границы собственного «я» и приводит его к признанию высшего существа, в единении с которым человек черпает свою внутреннюю силу. Действуя, человек включается в общемировой опыт и стремится слиться с Абсолютом. Понятие действия в трактовке Блонделя обнаруживает свою близость к той совокупности идей, которая в экзистенциализме трактуется как существование.
В двухтомном произведении «Мышление» (1934) Блондель стремится показать, что никакая идея о человеке не дает исчерпывающего знания о том, что он такое. Мышлениефакт космический, оно не возникает внезапно, «из ничего», оно составляет часть Вселенной и неотделимо от нее. Всеобщий динамизм, который, согласно Блонделю, пронизывает и природу, и историю, порожден божественной мыслью, являющейся внутренней причиной развития, источником противоречивости вещей и началом, полагающим цель эволюции мироздания. В сфере органической природы божественная мысль проявляет себя в форме жизненного порыва (как его понимал Бергсон), а с появлением человека он становится порывом спиритуальным. В человеческой жизнедеятельности Блондель выделяет примат волевого начала; его разработка диалектики выбора предвосхищает эту тематику в экзистенциализме. Критикуя с христианских позиций буржуазную цивилизацию, он предлагает религиозно-нравственный путь ее преобразования.
Сочинения:
1. La pense, t. 1–2. P., 1948–1954;
2. La philosophie et lsprit chrtien, t. 1–2. P., 1944–1946;
3. Ltre et les tres. P., 1963.
Литература:
1. Lacroix J. Maurice Blondel. P., 1963.
И.С.Вдовина

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Blondianus), прозванный Б. де Нель по месту своего рождения Nesle в Пикардии, знаменитый трубадур конца XII ст., от которого сохранилось 24 лирических стихотворения. По преданию, он был любимцем короля Ричарда Львиное Сердце, учителем его в музыке и поэзии и спутником в Крестовом походе. Когда на возвратном пути из Палестины Ричард попал в руки своего злейшего врага, герцога Леопольда Австрийского, и был заточен в крепость Дюрренштейн, Б. пустился отыскивать без вести пропавшего друга. Распевая под стенами бургов известную только ему одному и Ричарду песню, он открыл, наконец, место заточения короля. Б. поспешил в Англию и сделал все возможное, чтобы добиться выкупа Ричарда. Основание к этому преданию находится в Реймсской хронике 2-й половины XIII столетия, изданной (1876) де Вальи. Оно распространилось еще в XV столетии и послужило сюжетом для романа (мадам Валандон) и оперы Гретри "Ричард Львиное Сердце" (1784, либретто Седена). Уцелевшие 24 песни Б. изданы Parb: "Oeuvres de В." (Реймс, 1862).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru