Определение слова «АВВАКУМ»

Большой энциклопедический словарь:

АВВАКУМ (7 в. до н. э.) — древнееврейский пророк, один из двенадцати малых пророков. Автор книги Ветхого Завета, носящей его имя. Память в Православной церкви 2 (15) декабря.

Большая биографическая энциклопедия:

Аввакум, в миру Дмитрий Семенович Честной, 1801 — 66, ориенталист-синолог, воспитанник Санкт-Петербургской духовной академии; был архимандритом и членом русской духовной миссии в Пекине. На тибетский язык А. перевел евангелие от Луки, на китайскийнесколько молитв, церковных песнопений, поучений и сочинение Мансветова: "Черты деятельного учения веры"; составил каталог книгам, рукописям и картам на китайском, маньчжурском, монгольском, тибетском и санскритском языках, находящимся в библиотеке азиатского департамента министерства (СПб., 1843). В 1852 году А. был прикомандирован к экспедиции адмирала Путятина и плавал на фрегате "Паллада". Поместил несколько заметок в "Западно-Сибирском Отд. Имп. Русского Географического Общества". — Об А. см. "Русский Вестник" (1856, № 8) и статью И. Соколова в "Твер. Епарх. Ведом."(1899, № 7 — 9).

Большая советская энциклопедия:

Аввакум
Петрович (1620 или 1621 — 14.4.1682), протопоп, один из основателей русского старообрядчества (см. Раскол), писатель. Сын сельского священника. В 1646—1647, находясь в Москве, был связан с «кружком ревнителей благочестия» (См. Кружок ревнителей благочестия) и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 был протопопом в городе Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. А. резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, за что в 1653 с семьей был сослан в Тобольск, а затем в Даурию. В 1663 царь, стремясь примирить А. с официальной церковью, вызвал его в Москву. Но А. не отказался от своих взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церковными нововведениями. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси. Вдохновенные выступления против Никона привлекли к А. многочисленных сторонников, в том числе из среды знати (боярыня Ф. П. Морозова и др.). В 1664 А. был сослан в Мезень. В 1666 его вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский острог. Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе А. не прекращал идейной борьбы. Здесь он написал главные произведения: «Книгу бесед», «Книгу толкований», «Житие» (между 1672 и 1675) и др. По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками А. был сожжён в срубе.
Отстаивая старую веру, А. в своих сочинениях резко обличал пороки представителей официальной церкви (чревоугодничество, пьянство, разврат, корыстолюбие и пр.), жестокость, с которой они проводили реформу церковных обрядов. В борьбе со сторонниками Никона А. обличал царскую власть, самого царя, его слуг (воевод и пр.). Популярность А. была велика, обличительные проповеди его находили широкий отклик в среде крестьян и посадских людей. В распространении его сочинений участвовала даже тюремная стража. Становясь на сторону «старой веры», они выражали этим протест против феодального гнёта. Однако формы борьбы, которые предлагал А., были реакционны: самосожжение, религиозный фанатизм, проповедь конца света.
А. был выдающимся писателем своего времени. Его «Житие» является одним из замечательных произведений древнерусской литературы. Он сумел превратить традиционный жанр «Жития» в автобиографическую повесть. Яркость образов и характеристик людей, сочность и непосредственность живого русского языка захватывают читателя.
Соч.: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и др. его соч., М., 1960.
Лит.: История СССР. С древнейших времён до наших дней, т. 3, М., 1967; Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1966; Малышев В. И., Библиография сочинений протопопа Аввакума и литературы о нём. 1917—1953 гг., в сб.: Труды Отдела древнерусской литературы, [т.] 10, М.—Л., 1954; Гусев В. Е., «Житие» протопопа Аввакума — произведение демократической литературы XVII в., там же, [т.] 14, М.—Л., 1958; Робинсон А. Н., Жизнеописания Аввакума и Епифания, М., 1963.
И. А. Булыгин.

Протопоп Аввакум. Фрагмент иконы 17 в.

Советская историческая энциклопедия:

Петрович (1620 или 1621-14.IV.1682) — протопоп, один из основателей рус. старообрядчества (см. Раскол), писатель. Сын сельского священника, А. в 23 года стал священником в с. Лопатицы Нижегородского у. В 1646-47, находясь в Москве, был связан с "кружком ревнителей благочестия" и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 был поставлен протопопом в г. Юрьевце Повольском. Вскоре, вернувшись в Москву, стал священником Казанского собора. А. резко выступил против церк. реформы патриарха Никона, за что в 1653 с семьей был сослан в Тобольск, а затем — в Даурию. В 1663 царь, стремясь примирить А. с офиц. церковью, вызвал его в Москву. Но А. не отказался от своих взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церк. нововведениями. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси. Вдохновенные выступления против Никона привлекли к А. многочисл. сторонников, в т. ч. из среды знатного боярства (боярыня Ф. П. Морозова и др.). В 1664 А. был сослан в Мезень. В 1666 его вызвали в Москву и на церк. соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский острог. Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе в Пустозерске А. не прекращал борьбы. Здесь он написал гл. произв.: "Книгу бесед", "Книгу толкований", "Житие" (между 1672 и 1675) и др. Популярность А. была так велика, что в распространении его соч. участвовала даже тюремная стража. По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками А. был сожжен в срубе. Отстаивая старую веру, А. в своих соч. резко обличал пороки представителей офиц. церкви (чревоугодничество, пьянство, разврат, корыстолюбие и пр.), жестокость, с к-рой они проводили реформу церк. обрядов. В борьбе со сторонниками Никона А. обличал царскую власть, самого царя, его слуг (воевод и пр.). Находясь в 1656-57 в ссылке в Даурии, А. писал, что "везде в начальных людех, во всех чинех нет никакие правды" (Малышев В. И., Неизвестные и малоизвестные материалы о протопопе Аввакуме, в кн.: Тр. ОДРЛ, т. 9, 1953, с. 396, 398), и пытался возмутить служилых людей против воеводы А. Ф. Пашкова. Обличит. проповеди А. находили широкий отклик в среде крестьян и посадских людей. Становясь на сторону "старой веры", они выражали этим протест против феод. гнета. Однако в целом взгляды А. были консервативны, а его религ. фанатизм, проповедь конца света, самосожжений придавали им реакц. характер.
=====
А. был выдающимся писателем своего времени. Его "Житие" является одним из самых замечат. памятников др.-рус. лит-ры. Используя традиц. жанр жития, А. в то же время разрушал его канонич. формы, превращая свое произв. в автобиографич. повесть. Смело использовал в своих соч. живую рус. речь.
=====
Соч.: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и др. его соч., М., (1934); то же, М., 1960; Памятники ист. старообрядчества XVII в., кн. 1, в. 1 (РИБ, т. 39), Л., 1927.
=====
Лит.: Бороадин А. К., Протопоп Аввакум, 2 изд., СПБ, 1900; История рус. лит-ры, т. 2, ч. 2, М.-Л., 1948, с. 302-22; Гудзий Н. К., История др.-рус. лит-ры, 6 изд., М., 1956, с. 459-77; Малышев В. И., Библиография соч. протопопа Аввакума и лит-ры о нем. 1917-53 г., "Тр. ОДРЛ", 1954, т. 10; Сарафанова Н. С., Идея равенства людей в соч. протопопа Аввакума, там же, 1958, т. 14; Гусев В. Е., "Житие" протопопа Аввакума — произв. демократич. лит-ры XVII в.; там же.
=====
И. А. Булыгин. Москва.

Словарь личных имен:

А, муж.; разг. Абакум, -а.
Отч.: Аввакумович, Аввакумовна; разг. Аввакумыч.
Производные: Аввакумка; Аввакуша; Абакумка; Абаша.
Происхождение: (Др.-евр. Habaqquq — имя библейского пророка. От habaq — обнимать.)
Именины: 19 июля, 15 дек.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Аввакум, муж. имя (Аввакумович, Аввакумовна)

Новая философская энциклопедия:

АВВАКУМ (20 ноября 1620, село Григорово Нижегородской губ. – 14 апреля 1682, Пустозерск) –  протопоп, один из первых духовных вождей старообрядчества. Сын священника, получил домашнее образование, в 21 год был рукоположен в диаконы, а в 1644 поставлен в священники. Отличавшийся искренней верой и вместе с тем нетерпимостью, Аввакум сблизился с московским кружком «ревнителей благочестия». В 1653, когда патриарх Никон начал церковную реформу, Аввакум был среди тех, кто энергично выступил с протестом против нововведений, искажавших древние церковные обычаи. За это сослан в Сибирь и вернулся в Москву только в 1664, после оставления Никоном патриаршего престола. Ввиду того что проповедь Аввакума против поддерживаемой царем Алексеем Михайловичем реформы находила широкий отклик, его в том же 1664 вновь отправляют в ссылку в Мезень. Осужден на московских соборах в 1666 и 1667, лишен сана, подвергся анафеме и сослан в Пустозерск, где был заключен в «земляную тюрьму». Находясь в заключении около 15 лет, продолжал свою проповедь в посланиях и грамотах. Аввакум и его ближайшие сторонники были сожжены на костре за обличение роли царя в церковном расколе. Общее число известных сочинений Аввакума, полностью или в отрывках, достигает шестидесяти, среди них истолковательные беседы, челобитные, полемические и поучительные послания. Выдающимся произведением древнерусской литературы является «Житие», написанное им в пустозерской тюрьме. Имя лидера старообрядчества было широко известно уже при жизни, его сочинения переписывались и расходились по России, хотя он и не создал фундаментального, систематического религиозно-философского трактата. Аввакум оказывал на окружающих огромное влияние как личность, вдохновляя своих последователей примером несокрушимой веры, стойкости в многолетних тяжелых испытаниях; как проповедник, наделенный талантом убеждать и готовый свидетельствовать в защиту своих взглядов перед лицом смерти, восходя на костер. Причислен к лику святых Русской Православной Старообрядческой Церковью (1916) и Древлеправославной Церковью (1988).
Сочинения:
1. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. М., 1960.
Литература:
1. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. Духовные движения XVII века. 2-е изд. М., 1995;
2. Pascal P. Awakum et les dbuts du Rascol. La crise religieuse au XVII sicle en Russie, ed. 3. P., 1969.
M.О.Шахов

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

имя

Этимологический словарь Макса Фасмера:

Аввакум
имя собств.; уже ст.-слав., из греч. `.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(по-евр. Хавакук) — один из пророков. Пророчества его, состоящие из трех кратких глав, составляют 8-ю книгу сборника 12 Малых пророков (Тре-ассар) в евр. каноне. Время и место деятельности А. с точностью не обозначено; но из содержания его речей, в которых он жалуется на угнетение слабых сильными и говорит (I, 6) о завоевательных походах халдеев, можно заключить, что он жил во время первого нашествия халдеев на Иерусалим, при царе Иоакиме. Мнение талмудистов, что А. есть сын Сунамитянки, которого воскресил Елисей (IV, Цар. 4), не имеет никакого основания, иначе А. пришлось бы иметь больше 300 лет. Слог А. возвышен и дышит силою. Молитва его в III главе как по форме, так и по содержанию — изящный псалом.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru