Определение слова «амазонки»

Большой энциклопедический словарь:

АМАЗОНКИ — в греческой мифологии народ женщин-воительниц, живших в М. Азии или в предгорьях Кавказа. Вступали в близкие отношения с мужчинами лишь для сохранения рода (родившихся мальчиков отсылали или убивали, девочек оставляли).

Большая советская энциклопедия:

Амазонки
В древнегреческой мифологии женщины-воительницы в Малой Азии и на побережье Меотиды (Азовского моря). Согласно древним преданиям, А. для сохранения рода вступали в брак с мужчинами др. племён, отсылая их затем на родину. Родившихся мальчиков они отдавали отцам, девочек оставляли себе и готовили для войны. Изображались в виде прекрасных женщин. Легенды об А. широко известны во всех частях света, являясь либо порождением местной традиции, либо распространением греческой. Сказание об А. — отражение смутного воспоминания об эпохе матриархата.
Лит.: Косвен М. О., Амазонки. История легенды, «Советская этнография», 1947, № 2 — 3.

Скопас. «Амазономахия». Фрагмент скульптуры фриза Галикарнасского мавзолея. Мрамор. Ок. 350 до н. э. Британский музей. Лондон.

Большой словарь иностранных слов:

[гр. < частица отрицания + сосок (по древним сказаниям для удобства стрельбы из лука амазонки будто бы выжигали правую грудную железу)] – в древнегреческих легендах – воинственные женщины, жившие, по преданию, у берегов Чёрного моря и совершавшие походы на соседние страны

Мифологическая энциклопедия:

()
в греческой мифологии племя женщин-воительниц, происходящих от Ареса и Гармонии (Apoll. Rhod. II 990- 993). Обитают на реке Фермодонт у города Фемискира (Малая Азия) или в районе предгорий Кавказа и Меотиды (Азовское море) (Aeschyl. Prom. 723-725, 416-419). В определенное время года А. вступают в браки с чужеземцами (или соседними племенами) ради продолжения рода, отдавая на воспитание (или убивая) мальчиков и оставляя себе девочек. Вооружены А. луком, боевым топором, легким щитом, сами изготовляют шлемы и одежду (Strab. XI 5, 1). Их имя якобы происходит от названия обычая выжигать у девочек левую грудь для более удобного владения оружием. А. поклоняются Аресу и Артемиде, проводя время в битвах. Против А. сражался Беллерофонт (Apollod. II 3,2; Hom. П. VI 179). Геракл осадил город амазонок Фемискиру и добыл пояс их царицы Ипполиты (Eur. Heraclid. 408-415). Тесей взял в жены Антиопу (мать Ипполиты), после чего А. осадили Афины (Plut. Thes. 26-28). А. Пенфесилея помогала троянцам в войне и была убита Ахиллом (Diod. II 46,5). А. приписывали основание города Эфеса и постройку там знаменитого храма в честь Артемиды. В мифах об А. и их борьбе с олимпийскими героями отразились элементы матриархата.Легенды об А. широко известны во всех частях света, являясь либо порождением местных традиций, либо распространением греческой. Лит.: Косвен М. О., Амазонки. История легенды, «Советская этнография», 1947, № 2-3; Hennig R., ber die voraussichtlich vlkerkundlichen Grundlagen der Amazonen — Sagen und deren Vorbereitung, «Zeitschrift fur Ethnologie», 1940, Jg. 72; Ninck М., Das Amazonen-Problem, .Schweizer Monatshefte», 1940/41, Jg. 20.
А. А. Тахо-Годи.
С кругом мифов об А. связаны многочисленные произведения античного изобразительного искусства начиная с 7 в. до н. э.: сцены амазоиомахии, т. е. битвы между А. и греческими героями [западные метопы Парфенона; метопы сокровищницы афинян в Дельфах, нач. 5 в. до н. э.; рельефы фриза храма Аполлона в Бассах, 5 в. до н. э.; рельефы фриза Артемисиона в Магнесии, 5-4 вв. до н. э.; рельефы западного фронтона святилища Асклепия в Эпидавре, 4 в. до н. э., рельефы западного фриза Галикарнасского мавзолея, сер. 4 в. до н. э. и др.; рельефы саркофагов, вазопись (амфоры Эксекия и др.)]. Особое место среди античных произведений занимали статуи А.; согласно рассказу Плиния Старшего (Plin., Nat. hist. XXXIV 53 и 75), при выполнении статуй А. для храма Артемиды в Эфесе состязались четыре скульптора: Поликлет, Фидий, Кресилай и Фрадмон (другие источники называют пятым Кидона). Ряд дошедших до нас римских копий греческих оригиналов, видимо, восходит к Поликлету, Фидию, Кресилаю и т. д. В барочной живописи популярность приобретают сцены амазономахии (П. П. Рубенс).Мифы об А. привлекали европейских поэтов и драматургов главным образом в 16-17 вв. («Ипполита» Р. Гарнье; «А.» Лопе де Вега, «А. в Индии» Тирсо де Молины и др.); в 19 в. к сюжетам об А. обратились романтики («Пенфесилея» Г. Клейста; «А.» Ф. Грильпарцера). Нередким было выведение дев-воительниц в произведениях, действие которых происходило не в античном мире, при этом заимствовались отдельные мотивы (Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим»; к нему восходят сюжеты картин Я. Тинторетто, Я. Пальмы Старшего, Г. Рени и др.).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru