Определение слова «Вересаев»

Большой энциклопедический словарь:

ВЕРЕСАЕВ (наст. фам. Смидович) Викентий Викентьевич (1867-1945) — русский писатель. Повести об исканиях интеллигенции на рубеже 19-20 вв.: "Без дороги" (1895) — "Записки врача" (1901). Критико-философские произведения о Ф. М. Достоевском, Л. А. Толстом. Документальные работы об А. С. Пушкине ("Пушкин в жизни", 1926-27; "Спутники Пушкина", 1936-37) — Н. В. Гоголе. Государственная премия СССР (1943).

Большая биографическая энциклопедия:

Псевдоним В. В. Смидовича (см.).
{Брокгауз}

Вересаев
[1867—] — псевдоним известного современного писателя Викентия Викентьевича Смидовича. Род. в гор. Туле в семье врача-общественника. Окончив классическую гимназию, он поступает на историко-филологический факультет СПб. университета и в 1888 получает звание кандидата исторических наук. Едет потом в Дерпт изучать медицину. В 1894 — он врач и приступает в родном городе к медицинской деятельности. Скоро переезжает в Петербург. В годы бездорожья, разочарований, пессимизма находит путь к марксизму и рабочим, примыкает к литому кружку марксистов (Струве, Туган-Барановский, Неведомский, Маслов, Калмыкова и др.) и сотрудничает в журналах: "Новое слово", "Начало", "Жизнь". В 1904, во время русско-японской войны, его призывают на военную службу, и он отправляется на поля далекой Манджурии.
Началом лит-ой деятельности В. следует считать конец 1885, когда он помещает в "Модном журнале" стихотворение "Раздумье". Писатель сложился на грани двух эпох: он начал писать, когда потерпели крушение и утратили свою обаятельную силу идеалы народничества, а в жизнь стало упорно внедряться марксистское мировоззрение, когда дворянско-крестьянской культуре была противопоставлена буржуазно-городская культура, когда город был противопоставлен деревне, а пролетариат — крестьянству. Творчество писателя этого времени — переход от 80-х гг. к 900-м, от Чехова к Горькому. В своей автобиографии В. пишет: "Пришли новые люди, бодрые и верящие. Отказавшись от надежд на крестьянство, они указали на быстро растущую и организующуюся силу в виде фабричного рабочего, приветствовали капитализм, создающий условия для развития этой новой силы. Кипела подпольная работа, шла агитация на фабриках и заводах, велись кружковые занятия с рабочими, ярко дебатировались вопросы тактики... Многих, кого не убеждала теория, убедила практика, в том числе и. меня... Летом 1896 вспыхнула знаменитая стачка ткачей, поразившая всех своей многочисленностью, выдержанностью и организованностью". Ближе к 1905 общество и литературу охватил революционный романтизм и зазвучала песнь "безумству храбрых"; В. не увлекся "возвышающим обманом", он не убоялся "тьмы низких истин". Во имя жизни он дорожит истиной и без всякого романтизма рисует те пути и дороги, которыми шла демократическая интеллигенция, связанная с прогрессивно-демократической мыслью и революционным движением. Поэтому В. и зовут художником-историком русской интеллигенции. Его творчество действительно отражает этап за этапом в развитии русской интеллигенции. Эти этапы отмечены даже в самом заглавии его произведений.
В 1894 была написана повесть "Без дороги". Автор дает картину мучительных и страстных поисков молодым поколением (Наташа) смысла и путей жизни, обращается за разрешением "проклятых вопросов" к старшему поколению (врач Чеканов) и ждет ясного, твердого ответа, а Чеканов бросает Наташе тяжелые, как камни, слова: "Ведь у меня ничего нет. К чему мне честное и гордое миросозерцание, что оно мне дает? Оно уже давно мертво". Чеканов не хочет признать, "что он безжизненно нем и холоден; однако обмануть себя он не в состоянии" и погибает. В годы бездорожья, когда героически пала после уничтожения Александра II "Народная воля", интеллигенция действительно мучилась угрызениями совести, особенно под вопрошающим натиском молодежи, жаждущей полезной и разумной общественной деятельности, но не знающей, с чего и как начать. Такая полоса длилась целое десятилетие. За 90-е годы происходят события: создаются марксистские кружки, появляются "Критические заметки об экономическом развитии России" Струве, выходит книга Бельтова "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", вспыхивает известная стачка ткачей в Петербурге, выходит марксистское "Новое слово", потом "Начало" и "Жизнь". В 1897 В. дает повесть "Поветрие". Наташа уже не томится "беспокойными исканиями", "она нашла дорогу и верит в жизнь", "от нее так и веет бодростью, энергией, счастьем". Повесть зарисовывает полосу, когда молодежь в своих кружках набросилась на изучение марксизма и пошла с пропагандой идей социал-демократии в рабочие массы, — на заводы и фабрики.
К началу столетия развертывается борьба между революционным и легальным марксизмом, между ортодоксами и ревизионистами, между "политиками" и "экономистами". В декабре 1900 начинает выходить "Искра". Организуются группы социалистов-революционеров, раздаются выстрелы Карповича и Балмашева. Выходит "Освобождение" — орган либеральной буржуазии. Общество увлекается индивидуалистической философией Ф. Ницше, частью
зачитывается кадетско-идеалистическим сборником "Проблемы идеализма". Происходит идеологическое и психологическое расслоение интеллигенции. Этот процесс нашел свое отображение в повести "На повороте", вышедшей в конце 1902. Варвара Васильевна не мирится с медленным и стихийным подъемом рабочего движения, историческая закономерность ее раздражает, хотя она и сознает: "я — ничто, если не захочу признать этого стихийного и его стихийности". Она не хочет чувствовать себя второстепенной, подчиненной силой, придатком к рабочему классу, каковым в свое время были народники по отношению к крестьянству. Правда, теоретически Варя остается прежней марксисткой, но мироощущение ее надломилось, изменилось. Она глубоко страдает и, как человек большой, глубокой искренности и совести, кончает самоубийством, сознательно заразившись у постели больного. В Токареве психологический распад выражен сильнее, ярче. Он мечтает об изящной жене, усадьбе, уютном кабинете и "чтобы все это покрывалось широким общественным делом" и не требовало больших жертв. В нем нет внутреннего мужества Вари, свое отступление он прикрывает ревизионистской теорией, философствуя, что в учении Бернштейна "больше настоящего реалистического марксизма, чем в правоверном марксизме". Сергей — с налетом ницшеанства, он верит в пролетариат, чтит его, "но он хочет прежде всего верить в себя". Ой, как и Варя, гневно обрушивается на стихийность. Таня — полна энтузиазма, самоотверженности, она готова на борьбу со всем жаром своего молодого сердца. Без особого анализа отчетливо видны психологические сдвиги в рядах интеллигенции: примиряющийся Токарев, усомнившаяся Варя, уверенная Таня; чувствуется столкновение марксистской, эсеровской и ницшеанской идеологий. Бернштейн спорит с Марксом.
Война и пятый год нашли отражение в записках "На войне". Пронеслась революционная буря пятого года. Наступила реакция. Началась переоценка ценностей. Многие из интеллигенции разочарованно отошли от революционной работы. Крайний индивидуализм, пессимизм, мистика и церковность, эротизм окрасили эти годы. В 1908, в дни торжества Санина и Передонова, выходит повесть "К жизни". Чердынцев, видный и деятельный социал-демократ, в момент распада, утратив ценность и смысл человеческого существования, страдает и ищет утешения в чувственном наслаждении, но все напрасно. Внутренняя сумятица проходит лишь в общении с природой и при связи с рабочими массами. Поставлен острый вопрос тех лет о взаимоотношениях интеллигенции и массы, "Я" и человечества вообще.
В первые годы Октябрьской революций интеллигенция настолько растерялась, что совершенно не поняла смысла совершившегося переворота и пошла за контрреволюцией. Эту смутную и печальную пору писатель отразил, выпустив в 1922 роман "В тупике". Дано семейство Сартановых. Иван Иванович, ученый, демократ, вообще ничего не понимает в развернувшейся исторической драме; дочь его Катя, меньшевичка, беспомощно шатается из стороны в сторону, не зная, что делать. Оба — по одну сторону баррикады. Другая дочь, Вера, и племянник Леонид — коммунисты, они — по другую сторону. Трагедия, столкновения, споры, беспомощность, тупик.
Такова написанная В. художественная история русской интеллигенции за последние сорок лет.
В. — историк интеллигенции, но у него есть вещи о рабочих и крестьянах, правда случайные и для его творчества не характерные. В повести "Конец Андрея Ивановича", в очерке "На мертвой дороге" и в ряде других произведений писатель дает изображение рабочего на первой стадии развития его классовой сознательности. В прекрасном очерке "Лизар" рисуется власть денег над деревней. Деревне посвящено еще несколько очерков. Особо стоят нашумевшие в свое время "Записки врача", в которых автор с величайшей искренностью анализирует нравственные мучения молодого врача и вскрывает его сомнения, затруднения и беспомощность на работе. Большой интерес представляет работа о Достоевском, Толстом и Ницше, озаглавленная "Живая жизнь" (две части). Это теоретическое оправдание повести "К жизни"; здесь автор вместе с Толстым проповедует: "Жизнь человечества — это не темная яма, из которой оно выберется в отдаленном будущем. Это светлая, солнечная дорога, поднимающаяся все выше и выше к источнику жизни, света и целостного общения с миром!.." "Не прочь от жизни, а в жизнь, — в самую глубь ее, в самые недра". Единство с целым, связь с миром и людьми, любовь — вот основа жизни.
За годы революции вышли работы В.: "В юные годы" (Воспоминания); "Пушкин в жизни"; переводы с древнегреческого: "Гомеровы гимны", "Работы и дни" Гезиода.
По манере письма В. — реалист. Выдающимся художественным мастерством он не обладает, нередко публицистика вытесняет образ, а разговор заменяет действие. Что особенно ценно в творчестве писателя, — это его глубокая правдивость в отображении среды, лиц, а также любовь ко всем, мятежно ищущим разрешения социального вопроса. Его герои даны не столько в процессе борьбы, работы, сколько в поисках путей жизни.
Библиография: II. Кpанихфельд В., В. В. Смидович, "История русской литературы", под ред. Овсянико-Куликовского, т. V, М., 1908—1912; Львов-Рогачевский, В. В. Вересаев, "Русская литература XX в.", под редакцией С. Венгерова, т. I, М., 1914; Неведомский М., Зачинатели и продолжатели, П., 1919; Луначарский А. В., Этюды, М. — П., 1922.
Валерьян Полянский.
{Лит. энц.}

Большая советская энциклопедия:

Вересаев
(псевдоним; настоящая фамилия Смидович)
Викентий Викентьевич [4(16).1.1867, Тула, — 3.6.1945, Москва], русский советский писатель. Родился в семье врача. В 1888 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, в 1894 — медицинский факультет Дерптского университета. Выступил в печати в 1885 со стихами. Первый рассказ «Загадка» опубликован в 1887. В 90-х гг. примыкал к группе «легальных марксистов», печатался в журнале «Новое слово», «Начало», «Жизнь» и др. В этот период В. создал цикл произведений об умонастроении интеллигенции на рубеже 19—20 вв.: повесть «Без дороги» (1895), рассказ «Поветрие» (1898), повесть «На повороте» (1902). Писал также о тяжёлом положении русского крестьянства: рассказ «Лизар» (1899; был отмечен В. И. Лениным — см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3, с. 270) и др. Рассказ «На мёртвой дороге» (1896) и повесть «Два конца» (1899—1903) посвящены жизни рабочих. В 1900-х гг. В. был членом литературного кружка «Среда», печатался в сборниках М. Горького «Знание».
Основанные на автобиографическом материале «Записки врача» (1901) посвящены сложным нравственным, социальным и профессиональным проблемам, возникающим перед молодым врачом-гражданином. В. участвовал в русско-японской войне 1904—05 в качестве врача. В «Рассказах о войне» (1906) и записках «На войне» (1907—08) он показал героизм русских солдат и офицеров и одновременно — разложение царской армии. В 1909 вышла повесть В. «К жизни», в центре которой образы ренегатов революции, интеллигентов, замкнувшихся в кругу личных переживаний. В. принадлежит большая критико-философская работа «Живая жизнь», 1-я книга которой (1910) посвящена сравнительному анализу творчества Ф. М. Достоевского («Человек проклят») и Л. Н. Толстого («Да здравствует весь мир!»), 2-я книга — «Аполлон и Дионис» (1915) — критике взглядов Ф. Ницше. В 1911 по инициативе В. было создано «Книгоиздательство писателей в Москве», которое он возглавлял до 1918.
После Октябрьской революции В. завершает цикл произведений об интеллигенции: романы «В тупике» (1922) и «Сестры» (1933), публикует воспоминания «В юные годы» (1927), «В студенческие годы» (1929) и ряд книг, основанных на документальных и мемуарных источниках: «Пушкин в жизни» (1926—27), «Гоголь в жизни» (1933), «Спутники Пушкина» (1934—36) и др. По своему художественному методу В. близок писателям-реалистам горьковского «Знания». Достоинство его прозы в прогрессивной демократической тенденции, отчётливо выраженном публицистическом пафосе. Наиболее удавалось В. изображение идейной жизни героев, поисков жизненных путей в обстановке острой социальной борьбы. В. принадлежат переводы произведений античных авторов — «Гомеровы гимны», «Сафо», «Архилох» и др. В конце 30-х гг. начал переводить «Илиаду» (опубликована 1949) и «Одиссею» (опубликована 1953). За выдающиеся достижения в области литературы В. была присуждена Государственная премия СССР (1945). Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Соч.: Сочинения, т. 1—5, СПБ. 1898—1910; Полн. собр. соч., т. 1—16, М., 1928—29; Соч., т. 1—4, М., 1946—48; Собр. соч., т. 1—5, М., 1961: Невыдуманные рассказы, М., 1968.
Лит.: Боцяновский В., В. В. Вересаев. Критико-биографический очерк, СПБ, 1904; Воронский А., Литературные портреты, т. 1, М., 1928; Вржосек С., Жизнь и творчество В. Вересаева, Л., 1930; Гейзер И. М., В. В. Вересаев. Писатель-врач, М., 1957; Бровман Г. А., В. В. Вересаев. Жизнь и творчество, М., 1959; Бабушкин Ю. У., В. В. Вересаев. (К столетию со дня рождения), М., 1966; История русской литературы конца XIX — начала XX века. Библиографический указатель, М. — Л., 1963.
Д. Д. Брегова.

В. В. Вересаев.

Словарь русских фамилий:

• Отчество от прозвища Вересай, возможно, из диалектного вересить (по В.И.Далю — арханг.) — "курить, дымить, чадить".
• Отчество от прозвища Вересай, возможно, из диалектного вересить (по В.И.Далю — арханг.) — «курить, дымить, чадить». (Н)

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Псевдоним В. В. Смидовича (см.).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2019