Определение слова «Саутрантика»

Большой энциклопедический словарь:

САУТРАНТИКА — философская школа буддизма хинаяны. Сведения о саутрантике дает трактат Васубандху "Абхидхармакоша". В отличие от вайбхашики саутрантика утверждает, что дхармы существуют лишь мгновение, которое единственно реально; длительности не существует. Приближаясь к учению мадхьямики, саутрантика составляет переходное звено от хинаяны к буддизму махаяны.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
саутрантика, -и

Новая философская энциклопедия:

САУТРАНТИКА (санскр. sautrntika– приверженец сутр) – школа индобуддийской философии хинаяны, возникшая в результате раскола на соборе буддистов при императоре Канишке (1–2 вв.). Саутрантики словом Будды считали только Сутра-питаку (см. Трипитака [ТРИПИТАКА])и не согласились признать аутентичными тексты Абхидхарма-питаки – третьей «корзины» буддийского канона, что сделали последователи вайбхашики [ВАЙБХАШИКА],составившие на них комментарии («Вибхаша»). Первым философом школы, сформулировавшим ее принципы, был Кумаралата (2 в.). Его труды, как и его последователей, не сохранились. Единственный дошедший до нас трактат школы – «Спхутартха» («Открытие значений») – написан последним из саутрантиков, Яшомитрой (8 в.), и является комментарием на «Абхидхармакошу» Васубандху.
Саутрантика отрицала возможность существования прошлых и будущих дхармо-частиц потока сознания в настоящем, признавая за ними только номинальное (праджняпти) существование и возражая против положения вайбхапшки о двойственной природе сущего. Согласно саутрантике, сущность (дравья [ДРАВЬЯ])неотличима от ее действия и лишь проявления сущности доступны познанию; сущностно то, что в одно мгновение является и исчезает, а понятие «вещи» есть только условное обозначение настоящего и реального сочетания мгновений сознания. Для саутрантики восприятие внешних объектов весьма относительно: объект дает органу восприятия лишь импульс для создания определенной формы, чтобы стать осознанным. Сознание актуально в настоящем, когда оно суть самосознание, т.е. освещает и объекты, и самое себя подобно лампе. Саутрантика полагала, что сансара [САНСАРА]реальна, а нирвана [НИРВАНА]не реальна, поскольку не существует независимо от сансары. Нирвана – это конец перерождений, не представляющая собой какого-либо иного бытия.
Саутрантика отрицала абсолютную реальность и в понимании мадхьямики [МАДХЬЯМИКА]как пустоты (шуньята [ШУНЬЯТА]),и в понимании йогачары [ЙОГАЧАРА]как сознания-сокровищницы (алаявиджняна [АЛАЯВИДЖНЯНА]). Она также прославилась искусными доводами, опровергающими доктрину «Я» (Атмана [АТМАН]). В отличие от вайбхашики саутрантика не отвергала подлинность сутр махаяны, хотя и считала их вторичными. Как и махаянисты, саутрантики признавали Тело Закона Будды (дхарма-кайя) в качестве единого принципа мироздания. Поэтому школу называли переходной от хинаяны к махаяне.
Влияние саутрантиков на историю индийской философии заключалось не столько в их собственных взглядах, сколько в беспощадной критике чужих воззрений.
Литература:
1. Васильев В. Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1. СПб., 1857;
2. Щербатской Ф.И. Избр. труды по буддизму. М., 1988;
3. Guenther H.V. Buddhist Philosophy in Theory and Practice. Boulder – L., 1976.
В.П.Андросов

Краткий религиозный словарь:

Философская школа буддизма хинаяны. Отделилась от вайбхашики во II — III веке н.э. в противоположность которой признает не три, а только два первых раздела Типитаки, отрицая аутентичность Абхидхарма-питаки.
Саутрантика испытала влияние маха

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru