Определение слова «Прана»

Большой энциклопедический словарь:

ПРАНА — в древнеиндийской философии и религиозной практике различные формы дыхания, обеспечивающие жизнедеятельность человека и природы.

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

Жизненосная тонкая энергия в теле, не тождественная чисто физической силе. Может при нек-ром навыке непосредственно ощущаться. Тесно связана с процессами дыхания; управление П. достигается гл. обр. дыхательными упражнениями (пранаяма), сопровождаемыми часто визуализацией. Представление о П. восходит к упанишадам. В йоге, особенно в хатха-йоге и тантре, считается, что в теле обычного человека непременно имеются многочисл. искажения потоков П. и закупорки каналов, по к-рым она течет, и предлагаются методы исправления. Правильный и совершенный ток П. важен для прогресса в йоге, иначе неизбежны болезни. Есть 5 видов П.: передне-верхне-вбирающая, нижне-извергающая, восходящая, центробежная и центростремительная. Между движениями П. и психическими состояниями имеется тесная связь. Пространство в физическом теле и непосредственном его окружении, организованное токами П. и центрами — пересечениями их, называется в веданте "оболочкой (Атмана) из праны".
А. Парибок

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
прана, -ы

Новая философская энциклопедия:

ПРАНА (санскр. pra – дыхание) – совокупность жизненных «ветров» и витальных энергий, рассматриваемая индийскими мыслителями как основа жизни индивида. Различаются 5 основных разновидностей праны, которые локализуются разными школами по-разному. Одна из простых локализаций помещает: 1) прану – в сердце, 2) апану – в нижнюю часть тела, 3) саману – в пуп, 4) удану – в горло, а 5) вьяну заставляет «пронизывать» весь организм. Согласно «Санкхья-карике», 5 пран являются результатом общего функционирования всех 13 видов «инструментария», включающего 3 компонента антахкараны [АНТАХКАРАНА]и 10 индрий [ИНДРИИ](ст. 29). Ведантисты, в отличие от санкхьяиков, включают пятеричную прану в структуру тонкого тела (сукшма-шарира). Согласно Шанкаре, во время смерти все индрии вместе с манасом [МАНАС]«погружаются» в прану а та в свою очередь – в индивидуальную душу-дживу, которая соединяется с элементами будущего тела. По «Чхандогьопанишад-бхашье», три ментальных способности «погружаются» в прану, та – в огонь, а он – в Божество (VI.15.2).
В.К.Шохин

Теософский словарь:

(Санскр.) Жизненный Принцип; дыхание Жизни.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(санскрит. Prn — ветер, дыхание, жизнь) — "дыхание жизни". В индийской философии этим термином обозначается живое, жизненное начало в теле человека, т. е. душа. В этом значении данный термин употребляется уже в Ригведе. В Атхарва-веде П. является олицетворенной; к ней обращен особый гимн. Душа называется также атман, пуруша. В пантеистических рассуждениях упанишад все эти термины отличаются друг от друга. Живое начало в человеке, называемое атман, тождественно с тем, которое оживляет природу. Человеку это живое начало кажется праной, т. е дыханием, воздухом или материей еще более тонкой, чем воздух — эфиром. Но атман является и маленьким существом, гомункулусом пуруша, сидящим в сердце, откуда он управляет всеми жизненными силами (см. Пуруша). Итак, П. — синоним души, потому что признаком ее в человеке служит дыхание; пуруша обращает внимание на другой признак жизни — биение сердца; атман является основным, общим и отвлеченным живым началом, великим я сам, в котором сливаются объект и субъект, душа и Бог или вселенная. 2) П. есть также мера времени, равная одному дыханию. Шесть таких П. составляют одну викала (vikla).
С. Б—ч.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru