Определение слова «ПЕНЕЛОПА»

Толковый словарь Ефремовой:

Пенелопа ж.
Жена древнегреческого героя Троянской войны Одиссея, остававшаяся верной своему мужу во время его двадцатилетних странствий.

Большой энциклопедический словарь:

ПЕНЕЛОПА — в греческой мифологии жена Одиссея; ждала возвращения мужа из-под Трои в течение 20 лет, отвергая домогательства многочисленных женихов. Образ Пенелопы — символ супружеской верности.

Большая советская энциклопедия:

Пенелопа
В древнегреческой эпической поэме «Одиссея» жена Одиссея (См. Одиссей), мать Телемаха. Во время 20-летнего отсутствия Одиссея П. сохраняла ему верность, отклоняя все предложения домогавшихся её руки женихов. Она обещала им выбрать мужа после того, как закончит ткать погребальное покрывало для своего свёкра Лаэрта, однако по ночам распускала всё, что успевала наткать днём. Когда женихи раскрыли обман, П. обещала стать женой того, кто выйдет победителем в стрельбе из лука Одиссея, надеясь, что никто не сможет даже натянуть этот богатырский лук. После того как тайно вернувшийся домой Одиссей истребил женихов, П. узнала в нём своего супруга. Имя П. стало нарицательным, символизируя супружескую верность и преданность.

Большой словарь иностранных слов:

[гр. ] – 1) жена мифического героя троянской войны Одиссея, оставшаяся верной своему мужу во время его двадцатилетнего отсутствия; 2) * верная жена.

Энциклопедия литературных героев:

ПЕНЕЛОПА — героиня поэмы Гомера «Одиссея» (между Х-VIII вв. до н.э.). В греческой мифологии — дочь Икария и нимфы Перибойи, двоюродная сестра Елены Спартанской, супруга Одиссея, царя острова Итаки, мать Телемаха. В мировой литературе П. — символ верности и супружеского долга. Одиссей, отправившийся на Троянскую войну, а после ее окончания в течение десяти лет с многочисленными приключениями добиравшийся до дома, отсутствовал около двадцати лет. П. красива и умна; Гомер называет ее «богиней средь женщин» и»разумкой». В доме Одиссея, которого все считают погибшим, собираются многочисленные претенденты на руку П., «женихи», как называет их Гомер. П. отказывает им: «На долю мне выпало злейшее горе. Мужа такого лишась, не могу я забыть о погибшем, столь преисполнившем славой своей и Элладу, и Аргос». Женихи отказываются уехать, собираются захватить имущество Одиссея и убить Телемаха. Одиссей, которого богиня Афина превращает в нищего и грязного старца, никем не узнанный возвращается на Итаку. Встретившись с мужем и не узнав его, П. рассказывает ему о своем горе, просит разрешения омыть ему ноги, накормить и одеть его. Богиня Афина внушает П. мысль о том, чтобы устроить состязание в стрельбе из лука; тот из женихов, который сможет натянуть тетиву лука Одиссея и победит в состязании, станет ее мужем. Сделать это смог только Одиссей. Служанка Евриклея сообщает П., что ее муж жив и вернулся домой, но П. ей не верит. Она не подпускает к себе мужа, пока тот не рассказывает ей об особенностях их супружеского ложа, в свое время сооруженного самим Одиссеем. Европейские художники неоднократно обращались к образу П., обычно изображая ее за прялкой.
Лит.: Alain-Peyzefitte R. et M. Le mythe dc Penelope. Paris, 1949; Langlotz E. Zur Deutung der «Penelope»
//Jahrbuch des Deutscben Archaologischen Institute. 1961. Bd. 76.
Е.Л.Немировский

Мифологическая энциклопедия:

()
в греческой мифологии дочь спартанца Икария и нимфы Перибеи, супруга Одиссея. Явившись в Спарту в числе претендентов на руку Елены, Одиссей предпочел взять в жены ее двоюродную сестру — П. [по одной версии (Paus. Ill 12, 1), получил П. в жены в качестве награды за победу в беге; по другой (Apollod. Ill 10, 9), отец Елены Тиндарей убедил Икария выдать П. за Одиссея, который помог ему важным советом при выборе мужа для Елены]. В «Одиссее» П. — верная жена, преданно ожидающая возвращения мужа. Осаждаемая во время его двадцатилетнего отсутствия многочисленными женихами, П. всячески уклоняется от выбора нового мужа. Сначала она откладывает решение под тем предлогом, что должна соткать погребальный саван для свекра Лаэрта и, работая днем, ночью распускает готовую ткань. Так П. обманывает женихов в течение трех лет. Затем она долго отказывается сделать выбор, несмотря на то, что пирующие женихи истребляют ее состояние. По внушению Афины П. обещает выйти замуж за победителя в назначенном ею состязании в стрельбе из лука Одиссея. Однако с помощью этого лука женихов убивает сам Одиссей, тайно вернувшийся на Итаку и наблюдавший за всем, что происходит в его доме. Хотя П. успевает проникнуться симпатией к незнакомцу, похожему на Одиссея, она признает в нем своего мужа только после того, как убеждается, что он владеет известной лишь им двоим тайной (Hom. Od. XXIII 173-230). Согласно послегомеровской традиции (Apollod. epit. VII 37), Телегон (сын Одиссея и Кирки), случайно убивший Одиссея, берет П. себе в жены; Кирка дарует им обоим бессмертие и переносит их на острова блаженных. Встречающаяся в поздних источниках версия, обвиняющая П. в неверности и даже приписывающая ей рождение от союза с Гермесом бога Пана (Apollod. epit. VII 38), возникла либо от смешения гомеровской П. с каким-либо одноименным пелопоннесским женским божеством, либо из желания объяснить существование в Мантинее могилы П. (Paus. VIII 12, 5-6; версия — отправленная Одиссеем к отцу в Спарту П. умерла в Мантинее). в. И. Ярхо.
Сюжеты мифа получили отражение в греческой вазописи (с 1-й половины 5 в. до н. э.), на этрусских зеркалах 4-3 вв. до н. э., помпейских фресках. В европейском изобразительном искусстве 16-18 вв. самые распространенные сюжеты мифа воплощались в произведениях Пинтуриккьо, Дж. Ва-зари, Я. Иорданса, К. Блумарта, Ф. Лемуана и др.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Пенелопа, -ы

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru