Определение слова «Оссовский»

Большой энциклопедический словарь:

ОССОВСКИЙ (Ossowski) Станислав (1897-1963) — польский философ и социолог, профессор (с 1947) Варшавского университета. Работы по эстетике, теории культуры, методологии общественных наук, социальной структуре.

Большая советская энциклопедия:

I
Оссовский
Александр Вячеславович [19(31).3.1871, Кишинев, — 31.7.1957, Ленинград], советский музыковед, заслуженный деятель искусств РСФСР (1938), доктор искусствоведения (1943), член-корреспондент АН СССР (1943). Член КПСС с 1945. Окончил юридический факультет Московского университета (1893). В 1896—1898 учился в Петербургской консерватории; в 1900—02 занимался композицией у Н. А. Римского-Корсакова. С 1894 выступал как музыкальный критик. Один из организаторов и главный редактор журнала «Музыкальный современник» (1915—17). В 1915—18, 1921—52 профессор (курс истории музыки) Ленинградской консерватории, в 1921—23 — Петроградского университета. С 1937 заместитель директора по научной части, в 1943—52 директор Ленинградского научно-исследовательского института театра и музыки. В 1923—1925 директор, в 1933—36 художественный руководитель Ленинградской филармонии. В 1931—33 работал в Эрмитаже.
О. принадлежал к передовой части русских музыкальных критиков. Исследователь русской музыкальной эстетики 18 в., творчества М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова. Одним из первых в России осветил творчество И. С. Баха, А. Вивальди, А. Корелли, Ж. Ф. Рамо.
Соч.: Избр. статьи, воспоминания, Л., 1961; Воспоминания. Исследования, Л., 1968; Музыкально-критические статьи, Л., 1971.
Лит.: Бронфин Е. Ф., А. В. Оссовский Л., 1960.
II
Оссовский
Петр Павлович (р. 18.5.1925, село Малая Виска Кировоградской области УССР), советский живописец, заслуженный художник РСФСР (1970). Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944—50) у С. В. Герасимова. С 1971 1-й секретарь правления Союза художников РСФСР. Для творчества О. (пейзажи, жанровые картины) характерны романтическое восприятие будничных явлений современной действительности, динамика композиции, строгость колористических решений («На городской окраине», 1957, Северо-Осетинский республиканский художественный музей им. М. С. Туганова, Орджоникидзе; серии картин — «Куба», 1961—63, и «Мексика», 1963—64; «Рыбаки Псковского озера», 1972, Всесоюзный производственно-художественный комбинат министерства культуры СССР). Награжден орденом «Знак Почёта» и медалью.
Лит.: Ольшевский В., П. Оссовский, М., [1970].

П. П. Оссовский. «Бульдозеристы». 1965. Приморская краевая картинная галерея. Владивосток.

Новая философская энциклопедия:

ОССОВСКИЙ (Ossowski) Станислав (22 мая 1897, Липно, Польша – 7 ноября 1963, Варшава)польский социолог, культуролог, методолог социального познания, представитель Львовско-Варшавской школы. Профессор Лодзинского университета (1945–47), Варшавского университета (с 1947), руководитель отдела культуры и общественных изменений Института философии и социологии Польской академии наук (1956–62), вице-президент Международной психологической ассоциации (1959–62), организатор и президент Польского социологического общества (с 1956). Был одним из участников семинара по этнологии в Лондонской школе экономики под руководством Б.Малиновского (1933–35).
Эстетические воззрения Оссовского основывались на идее возрастающей роли искусства в духовной жизни человечества. Теория культуры включает типологический анализ эстетических ценностей и оценок в их историческом развитии. Эта типология основывается на фундаментальном соотношении между понятиями красоты в природе и красоты, созданной человеком.
Оссовский подверг критике расово-антропологическое направление в социологии, раскрыв не только его методологические недостатки, но и порочную идеологическую мотивацию, ставшую особенно очевидной в годы 2-й мировой войны. Он показал социальные механизмы, при посредстве которых мифы «крови и расы» функционируют в обществе. Оссовский был активным участником общественных движений против антисемитизма, а во время войны участвовал в польском Сопротивлении. Общественно-политические взгляды Оссовского были близки социал-демократии. Он полагал, что плановая экономика должна сочетаться с частной инициативой, идеалы общественной справедливости не противоречат культурному и социальному плюрализму. Оссовский анализировал различные пути социальной стратификации и ее теоретического обоснования.
Общественные науки (в первую очередьсоциология и культурология), согласно Оссовскому, суть науки с твердыми эмпирическими основаниями. Методология этих наук не может быть сведена к простейшим индуктивным процедурам, а требует широкой исторической и антропологической перспективы. Специфика общественных наук заключается в том, что их методологические проблемы должны рассматриваться сквозь призму гуманистического мировоззрения и психологических интуиции относительно человеческой природы и судьбы.
Сочинения:
1. Upodstaw estetyki. Warsz., 1933;
2. The Science of Science. – Minerwa: A Review of Science, Learning and Policy. 1936. Vol. 3, p. 72–82 (совм. с M.Ossowska);
3. Wiez spoleczna i dziedzictwo krwi. Warsz., 1938;
4. Ku nowym formom zycia spoleczncgo. Warsz., 1943;
5. О osobliwosciach nauk spolecznych. Warsz., 1962;
6. Class Structure in the Social Consciousness. N. Y., 1963.
В.Н.Порус

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru