Определение слова «Макробий»

Новая философская энциклопедия:

МАКРОБИЙ Амвросий Феодосий (Macrobius Ambrosius Theodosius), (5 в.) – языческий латинский автор, эклектик и популяризатор. Сохранились его три работы: Комментарий на «Сон Сципиона» Цицерона, «Сатурналии» (частично), «О различиях и сходствах греческого и латинского глаголов» (фрагменты). Цель Комментария – не столько разъяснить сам текст Цицерона [ЦИЦЕРОН], сколько изложить в популярном виде различные греческие теории. Большая их часть укладывается в традицию неоплатонизма, но различимо влияние стоицизма, неопифагореизма, герметической философии. Источниками Макробия служили тексты Платона, Аристотеля, Плотина, Порфирия, Ямвлиха, которые он кратко пересказывает. Макробий обсуждает сходство и различия в изображении государства у Платона и Цицерона, защищает использование мифа в философии, дает классификацию типов снов, заимствованную у Артемидора. Отдельные главы Комментария посвящены пифагорейской арифметике, космографии, географии, гармонии и др. Представлена намеченная Плотином и разработанная Порфирием иерархия добродетелей, образующих четыре ступени: добродетели гражданские, философские (названные «очищающими»), добродетели уже очищенного духа и архетипические. В основе картины универсума, излагаемой Макробием, – неоплатоническая триада: Бог – Ум – Душа (Мировая). Душа творит космос: в высших проявлениях она создает божественные небесные тела и наделяет их умом, а на низшем уровне производит индивидуальные души, которые впоследствии вселяются в земные тела. Процесс нисхождения души через небесные сферы в земное тело сопровождается приобретением ею тех или иных качеств. Земное телотемница для души, смерть тела означает возвращение души к подлинной жизни. Будучи в теле, душа правит им, она – «подлинный человек» и «бог».
Основные темы «Сатурналий», написанных в жанре застольных бесед, – литературная критика Вергилия и солнечный монотеизм. Вслед за Юлианом [ЮЛИАН]Макробий показывает, что Солнце – это «ум мира» и все божества греческой, римской и египетской религии – суть проявления одного бога – Солнца.
Сочинения:
1. Macrobius, ed. J.Willis, 1963;
2. De Verborum Graeci et Latini Differentiis vel Societatibus Excerpta, ed. P.De Paolis, 1990;
3. в рус. пер.: Комментарий на «Сон Сципиона» (фрагменты). – В кн.: Историко-философский ежегодник 95, 96. М., 1996, 1997;
4. в сб.: Знание за пределами науки. М., 1996;
5. Сатурналии. – В сб.: Очерки истории римской литературной критики. М., 1963.
Литература:
1. Лосев А.Ф. История античной эстетики: итоги тысячелетнего развития. М., 1992, кн. 1, с. 140–152;
2. Уколова В.И. Поздний Рим: пять портретов. М., 1992;
3. Петрова М.С. Натурфилософия в Комментарии на «Сон Сципиона» Макробия. В сб.: Философия природы в Античности и в Средние века, ч. 1. М., 1998.
М.С.Петрова

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Ambrosius-Aurelius-Theodosius Macrobius) — платоник V века, чиновник при имп. Гонории; от него остались комментарии на Цицеронов "Somnium Scipionis" и 7 книг Сатурналий (изд. Eyssenhardt, 1868), где высказываются философские мысли (о верховном существе, об уме и идеях, о душе и мире), примыкающие к воззрениям Плотина.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru