Определение слова «ЛЕЛЕВЕЛЬ»

Большой энциклопедический словарь:

ЛЕЛЕВЕЛЬ (Lelewel) Иоахим (1786-1861) — идеолог польского национально-освободительного движения, историк. В период Польского восстания. 1830-31 председатель Патриотического общества, член Временного правительства. В эмиграции руководитель организации "Молодая Польша", участник интернациональной организации Демократическая ассоциация. Заложил основы ряда вспомогательных дисциплин в польской исторической науке.

Большая советская энциклопедия:

Лелевель
(Leiewel)
Иоахим (22.3. 1786, Варшава, — 29.5.1861, Париж), польский историк и общественный деятель. В 1808 окончил Виленский университет, где в 1815—18 и 1821—24 занимал кафедру истории. После раскрытия тайных студенческих обществ «филоматов» и «филаретов» отстранён от преподавания как их идейный вдохновитель. Переехав в Варшаву, установил связь с тайными польскими патриотическими организациями. В 1828 избран депутатом сейма. С начала Польского восстания 1830—31 (См. Польское восстание 1863-64) Л. как признанный идеолог освободительного движения стал председателем Патриотического общества (См. Патриотическое общество) и вошёл во Временное правительство, в составе которого добивался проведения ряда революционных мер (наделение части крестьян землёй и др.). После поражения восстания эмигрировал во Францию, где возглавил Национальный польский комитет, объединивший демократические силы польской эмиграции. За опубликование комитетом написанного Л. воззвания «К братьям русским», содержавшего призыв к совместной борьбе против царизма, был выслан в 1833 из Франции. В Брюсселе стал идейным руководителем польских демократических организаций «Молодая Польша», «Объединение» и др.; активно участвовал в деятельности основанной в Брюсселе международной Демократической ассоциации, ставившей целью единение и братство народов. Л. — основоположник романтической школы в польской историографии. Независимо от французских историков Тьерри, Гизо и др. Л. пришёл к пониманию исторического процесса как борьбы классов (крестьян и помещиков), требовал, чтобы история стала летописью народной жизни, подчёркивал творческую роль народных масс в истории. Для его трудов характерна демократическая, республиканская и антиклерикальная тенденции. Историко-социологические взгляды Л. явились основой формирования польской прогрессивной общественной мысли 20—60-х гг. 19 в. (Э. Дембовский, Т. Кремповецкий). Автор многих трудов по политической истории Польши с древнейших времён по 19 в., истории польского крестьянства, заложил основы ряда вспомогательных дисциплин в польской исторической науке.
Лит.: Кеневич С., Лелевель, пер. с польск., М., 1970; HIeb-Koszaska H., Kotwiczowna М., Bibliografia utworow Joachima Leiewela, Wr., 1952.
И. С. Миллер.

И. Лелевель.

Советская историческая энциклопедия:

(Lelewel), Иоахим (22.III.1786 — 29.V.1861) — польск. историк и обществ. деятель. В 1808 окончил Виленский ун-т, где в 1815-18 и 1822-24 занимал кафедру истории. После раскрытия тайных студенч. об-в "филоматов" и "филаретов" Л. был отстранен от преподавания, как их идейный вдохновитель, и переехал в Варшаву, где установил связь с тайными патриотич. орг-циями. В 1830 был избран деп. сейма. С нач. восстания 1830-31 Л., как признанный идеолог освободит. движения, стал пред. Патриотического общества и вошел в пр-во. Занимал в нем наиболее левые-позиции (поддерживал наделение части крестьян землей и др.), но не сумел изменить консервативного характера его политики. После поражения восстания Л. эмигрировал во Францию. Он возглавил Нац. польск. к-т, объединивший демократич. силы польск. эмиграции. За опубликование к-том написанного Л. воззвания к русским, содержавшего призыв к совместной борьбе против царизма, в 1833 был выслан из Франции. В Брюсселе стал идейным руководителем польск. демократич. орг-ций "Молодая Польша","Объединение" и др.; вместе с К. Марксом и Ф. Энгельсом был активным деятелем интернац. Демократической ассоциации.
=====
Л. был основоположником и крупнейшим представителем романтической школы в польск. историографии. Он сумел прийти независимо от франц. историков Тьерри, Гизо и др. к пониманию ист. процесса как борьбы классов (крестьян и помещиков), требуя, чтобы история стала летописью нар. жизни. По мнению Л., первоначально обществ. строем Польши (как и всего славянства) была сельская община, уничтоженная завоевателями, превратившимися в господствующий класс и установившими строй можновладства (господства крупных феодалов). Периодизация истории Польши, по Л., основана на этапах расцвета и упадка исконного для славянства гминовладства (демократии). Он последовательно подчеркивал творческую роль нар. масс в истории. Л. исследовал историю закрепощения польск. крестьянства. Это особо подчеркивал Маркс как крупнейшую заслугу Л.- историка (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с. 435). Для трудов Л. характерна демократич., республиканская и антиклерикальная тенденция. Л. признавал объектом ист. исследования близкие и даже современные ист. события, считал нац. историю фрагментом всеобщей истории. Несмотря на ограниченность концепции Л. (представление о решающей роли идей, нац. духовных черт для ист. судеб нации, идеализация ист. значения шляхты и др.), его историко-социологич. взгляды были основой формирования польск. прогрессивной обществ. мысли в 20-60-х гг. 19 в. (Э. Дембовский, Т. Кремповецкий).
=====
Л. оставил громадное количество трудов по политич. истории Польши с древнейших времен по 19 в., заложил основы ряда вспомогательных дисциплин в польск. ист. науке.
Соч.: Polska, dzieje i rzeczy jej..., t. 11-3, 16-20, Poznan, 1846-1868; Listy emigracyjne, t. 1-5, Wr.-Kr., 1948-56; Dziela, t. 1-3, 6-8, Warsz., 1957-1964; в рус. пер. — К братьям русским, в кн.: Избранные произведе- ния прогрессивных польских мыслителей, т. 2, М., 1956.
=====
Лит.: Басевич А. М., Иоахим Лелевель, (М)., 1961; Hleb-Koszanska H., Kotwiczwna M., Bibliografia utworw Joachima Lelewela, Wr., 1952; Serejski M. H., Koncepcja historii powszechnej Joachima Lelewela, Warsz., 1958; Kieniewicz S., Samotnik brukselski, Warsz., 1960.
=====
И. С. Миллер. Москва.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Иоахим) — знаменитый польский историк, родоначальник школы, почти полвека господствовавшей в польской историографии; род. в Варшаве в 1786 г. в польской семье, ведшей свое происхождение от прусских выходцев. Образование получил в пиярском конвикте в Варшаве и в виленском унив.; читал географию в кременецком лицее, потом историю в виленском и варшавском унив. В 1824 г. он был вынужден оставить кафедру и стал принимать деятельное участие в политической жизни родины. На сейме 1830 г. Л. выступил одним из вождей оппозиции, способствовал отклонению закона о возвращении разводов в исключительное ведение католич. церкви и внес предложение об установлении граждан. брачного закона, чуждого всякой вероисповедной тенденции. Последнее предложение не встретило серьезной поддержки на сейме. Находясь в деятельных сношениях с молодежью, Л. принимал некоторое участие в подготовке восстания 1830 г. и, когда оно вспыхнуло, был включен в состав временного правительства, являясь в нем представителем крайней революционной партии. В 1831 г. Л. эмигрировал и жил в Брюсселе и Париже; одно время стоял во главе демократической партии польской эмиграции. Умер в 1861 г. Как историк, Л. обладал очень крупным талантом и оказал громадные услуги польской историографии. Им не только открыты и исследованы многие новые материалы, но и поставлены многие новые вопросы и вся польская история представлена в новом, оригинальном освещении. Выступив на поприще научной деятельности в ту пору, когда в польской историографии безраздельно господствовала школа Нарушевича, все свое внимание сосредоточившая на политической истории, понимаемой притом весьма узко, Л. перенес центр тяжести на изучение вопросов социального быта. Хотя многие выводы, сделанные им, отвергнуты новейшими историками, но за ним остается заслуга плодотворного переворота в науке. Основные воззрения Л. на характер развития Польши, в наиболее популярной форме выраженной им в двух трудах: "Dzieje Polski, opowiadane synowcom" (В., 1829) и "Uwagi nad dziejami Polski i ludu jej", сводятся к следующим положениям. У польского народа всегда был один идеал, приближение к которому знаменовало развитие народа, удаление — упадок. Таким идеалом является полная свобода политическая и общественная, вполне осуществленная только однажды, в славянском общинном быту, охранявшемся первыми Болеславами (gminowadztwo). Но свобода народа и княжеская власть были равно уничтожены аристократией, господство которой, составляя второй период в истории Польши (1139-1374), привело страну к упадку. В третьем периоде уничтожено правление знати и вновь установился демократический строй в виде владычества шляхты. Так как, однако, шляхетское народовластие не осуществило вполне заложенных в него принципов, не создав свободы и равноправности для низших классов народа, то оно с 1607 г. вступает в период разложения, оканчивающийся падением Польши. Основной недостаток теории Л. заключался в том, что главные ее положения не были выведены из исторических фактов путем тщательного анализа, а заимствовались со стороны, будучи продиктованы идеалистической философией и несдержанным чувством патриотизма, у последователей Л. выродившимся даже в своего рода мессианизм на почве истории. Вследствие этого общая концепция истории Польши, выставленная Л., потеряла в настоящее время свое положительное значение. Сочинения Л. в начатом еще при жизни его издании Жупанского составляют 20 томов под общим названием: "Polska, dzieje i rzeczy jej" (Познань, 1854-1868).
В. М-н.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru