Определение слова «ЛЕДОКОЛ»

Толковый словарь Ефремовой:

ледокол
I м.
Мощное судно, оборудованное для прохода сквозь льды, раскалывающее их своей тяжестью.
II м. разг.
Тот, кто занимается колкой льда; ледокольщик I

Толковый словарь Ушакова:

ЛЕДОКО́Л, ледокола, ·муж.
1. Мощный пароход специальной конструкции, прокладывающий путь сквозь лед, который он раскалывает своей тяжестью. Ледокол "Красин".
2. Рабочий, занимающийся колкой льда (спец.).

Большой энциклопедический словарь:

ЛЕДОКОЛ — судно, прокладывающее путь другим судам в замерзающих бассейнах путем разрушения ледяного покрова и служащее для поддержания навигации. Первый ледокол — пароход российского флота "Пайлот" (1864) с двигателем мощностью 44,2 кВт. Первый в мире арктический ледокол — "Ермак", построен в 1899 под руководством С. О. Макарова. Наиболее крупные современные ледоколы — российские атомоходы "Арктика" (1975) — "Сибирь" (1977) — "Россия" (1986). Наибольшим ледокольным флотом обладают Российская Федерация, США, Канада, Финляндия, Швеция.

Большая советская энциклопедия:

Ледокол
Судно, предназначенное для плавания во льдах с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах. Основное назначение Л. — разрушение ледяного покрова для прокладывания пути (канала) др. судам и оказания им необходимой помощи при движении во льдах, а также для самостоятельного плавания (рис. 1). Различают Л. морские, в том числе арктические (полярные), предназначенные для особо тяжёлых льдов полярных бассейнов, и Л. озёрные и речные. Морские Л., осуществляющие проводку судов на большие расстояния, иногда называются линейными, а наиболее мощные из них — лидерами, в отличие от других Л., менее мощных (вспомогательных или портовых). Ледоколы разделяют также на классы (группы) по мощности.
При встрече с ледовым полем (см. Морской лёд) Л. «вползает» носовой частью на кромку льда и проламывает его создающимся при этом вертикальным усилием (силой тяжести). Продолжая движение, Л. преодолевает сопротивление взломанного льда в образовавшемся канале, расширяет его, обламывая, раздвигая и притапливая лёд бортами, затем повторяет тот же цикл движений. Практически цикличность выражена слабо и движение Л. можно рассматривать как непрерывное. При плавании в битых льдах Л. раздвигает отдельные мелкие льдины и разрушает крупные. Если ледовый покров не может быть разрушен при непрерывном движении Л., прибегают к разрушению льда ударами (набегами), для чего Л. отходит назад и набирает скорость. Л., «вползая» носовой оконечностью на лёд, может застрять (заклиниться). Движение даже наиболее мощных Л. нередко приостанавливается ледовыми сжатиями. Для освобождения от заклинивания наряду с др. мерами применяют дифферентование или кренование (т. е. продольное или поперечное наклонение корпуса Л.), для чего перекачивают попеременно воду между предусмотренными для этого цистернами — дифферентными (носовыми и кормовыми) или креновыми (бортовыми) или же производят одновременную откачку балластной воды из дифферентных цистерн, что позволяет Л. всплыть. Небольшие речные Л. иногда оборудуют вибрационным (раскачивающим) устройством, которое вызывает колебательные движения корпуса во льду, повышающие эффективность разрушения льда.
В зависимости от сложности ледовой обстановки в канале за одним Л. следует одно или несколько судов. В тяжёлых льдах, препятствующих движению проводимого судна, Л. берёт его на буксир, обычно вплотную за кормой. Для одновременной проводки ряда судов (каравана) нередко используют 2 или несколько Л.
Так называемые ледовые качества Л. определяются ледовой ходкостью, манёвренностью и некоторыми конструктивными особенностями. Критерием для сравнительной оценки качеств Л. обычно служит их ледопроходность, т. е. способность продвигаться в определённых ледовых условиях с обусловленной скоростью хода. Назначение и условия использования Л. определяют и требования к их конструкции.
Носовая оконечность Л. имеет относительно острые (клинообразные) образования, а также наклон (срез) в подводной части под углом к ватерлинии (См. Ватерлиния) 20—30°, позволяющий Л. «вползать» на кромку льда. Форма кормовой оконечности рассчитана на продвижение во льдах задним ходом и защиту от ледовых повреждений гребных винтов и руля. Наклон бортов способствует разрушению и притапливанию льда при движении Л., а также уменьшению давления льда на корпусные конструкции во время сжатий. Отношение длины к ширине корпуса (3,5—5) обеспечивает как хорошую манёвренность Л. во льдах, так и прямолинейность канала.
Корпусу Л. (особенно в его носовой и кормовой оконечностях) придаётся значительно большая прочность, чем у судов др. назначений. В районе переменной ватерлинии наружная обшивка утолщается, образуя т. н. ледовый пояс. Высокие требования предъявляются к непотопляемости судна и живучести судна.
Энергетическая установка Л. рассчитана на частую и быструю смену режимов работы, она должна выдерживать почти мгновенную остановку (заклинивание) во льду гребных винтов и обладать высокой экономичностью для обеспечения возможно большей автономности плавания без пополнения запасов топлива. В связи с этим значительное распространение в современном ледоколостроении получили энергетические машинные установки с электропередачей на гребные винты. В качестве главных двигателей используются среднеоборотные дизели (См. Дизель) и паровые турбины (возможно использование газовых турбин). Применение атомной энергии позволило создать Л. с энергетическими установками большой мощности, практически неограниченной автономности плавания. (В СССР в 1959 введён в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол «Ленин» (См. Атомный ледокол Ленин).)
Л. строят обычно с 2 или 3 гребными винтами усиленной прочности. У некоторых Л., помимо кормовых винтов, 1 или 2 гребных винта располагаются в носовой части, что повышает их ледопроходимость в определённых условиях, но не позволяет работать ударами (рис. 2).
Морские суда, предназначенные для самостоятельного плавания в морях полярных бассейнов и для следования за Л. в особо тяжёлых льдах, называются ледокольными судами (ледокольно-транспортные или др. назначений) (рис. 3).
История мореплавания в северных морях насчитывает более тысячи лет. Однако активная борьба со льдом оказалась возможной только после того, как начали строить металлические суда с механическим двигателем. Первым Л. современного типа был небольшой пароход «Пайлот» мощностью 44,2 квт (60 л. с.), принадлежавший русскому промышленнику Бритневу и успешно совершавший в 1864 рейсы в ледовых условиях между Кронштадтом и Ораниенбаумом. На этом судне впервые был применен наклон подводной части носовой оконечности по образцу поморских торосных лодок, позволявший судну «вползать» носовой оконечностью на лёд и разрушать его своей тяжестью. По примеру «Пайлота» речные Л. начали строиться в Германии для порта Гамбург, а затем и в др. странах. Это были небольшие суда мощностью 110—960 квт (150—1300 л. с.). В 1899 был построен первый в мире арктический Л. «Ермак» мощностью 6,6 Мвт (9 тыс. л. с.).
Многие советские Л. и ледокольные суда («Красин», «Литке», «Седов», «Сибиряков» и др.) сыграли большую роль в освоении Арктики.
Мощность главных механизмов и водоизмещение Л. изменяются в широких пределах в зависимости от их назначения; у построенных до 1973 арктических Л. достигают: 30 Мвт (44 тыс. л. с.) и около 19 тыс. т. Разработаны проекты и находятся в постройке (1973) Л. значительно большей мощности. Повышение эффективности Л. связано с дальнейшим совершенствованием их конструкции, созданием специальных устройств для улучшения ледовой ходкости и манёвренности, обеспечением активности при сжатиях льда и заклинивании, защиты гребных винтов от повреждения и очистки канала от обломков льдин. Наиболее значительный ледокольный флот имеется у СССР, США, Канады, Финляндии, Швеции, Дании.
Лит.: Виноградов И. В., Суда ледового плавания, М., 1946; Каштелян В. И., Позняк И. И., Рывлин А. Я., Сопротивление льда движению судна, Л., 1968; Ледоколы, Л., 1972.
А. М. Загю.

Рис. 2. Дизель-электрический ледокол с носовыми гребными винтами для Балтийского моря «Тармо» (Финляндия). Мощность главных двигателей 10,3 Мвт (14 тыс. л. с.), водоизмещение 5 тыс. т (схема устройства): 1 — глушители; 2 — отделение вспомогательных механизмов; 3 — главный распределительный щит; 4 — главные двигатели (2); 5 — главные генераторы (2); 6 — гребные электродвигатели (2); 7 — гребные валы.

Рис. 1. Атомный ледокол «Ленин» и дизель-электрический ледокол «Москва» на проводке судов в Арктике.

Толковый словарь Кузнецова:

ледокол
ЛЕДОКОЛ -а; м. Мощное судно, раскалывающее морской лёд, льдины своей тяжестью и предназначенное для плавания во льдах и проводки в них других судов. Плавание ледокола во льдах. Атомный л. На борту ледокола.
Ледокольный, -ая, -ое. Л-ые работы. Л. флот. Л-ая команда. // Являющийся ледоколом. Л-ые суда.

Малый академический словарь:

ледокол
-а, м.
Судно специального устройства, предназначенное для плавания во льдах и прокладывания пути другим судам.
Атомный ледокол.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
ледокол, -а

Толковый словарь Ожегова:

ЛЕДОКОЛ, а, м. Судно, оборудованное для прохода сквозь льды, для плавания во льдах. Атомный л. Океанский л. Речной л.
| прил. ледокольный, ая, ое. Л. флот.

Научно-технический словарь:

ЛЕДОКОЛ, судно с крепким носом и бронированными бортами, снабженное мощными двигателями, которые дают ему возможность прокладывать путь во льдах. Нос судна сконструирован так, чтобы корабль, наезжая на лед, крушил его своим весом. Передние и задние винты делают его маневренным. Регулярно используются для прокладывания пути на Великих озерах и в Балтийском море, использовались также при исследованиях Арктики и Антарктики. Советский ледокол «Ленин», спущенный на воду в 1959 г., был первым атомным невоенным судном.

Техника. Современная энциклопедия:

ледокол
Специальное вспомогательное судно, способное разрушать ледяной покров замерзающих рек, озёр, морей и океанов и обеспечивать проводку судов в ледовых условиях. Речные ледоколы используются в весенне-осеннее время для поддержания в судоходном состоянии акватории речных портов и судоремонтных предприятий, для продления навигации на реках, озёрах и водохранилищах, морские ледоколы – для поддержания в судоходном состоянии акватории замерзающих морских портов, морей и для арктической навигации. Наиболее сильным ледокольным флотом располагают страны, примыкающие к северным морям, – Канада, Россия, США, Финляндия, Швеция.
Первым судном-ледоколом был российский пароход «Пайлот» (1864), мощность двигателей 44.2 кВт. Первым в мире полярным ледоколом также стал российский ледокол «Ермак», построенный по инициативе адмирала С. О. Макарова в 1899 г. «Ермак» имел водоизмещение 8730 т, мощность силовой энергетической установки 9000 л. с., скорость хода 12 узлов (22.2 км/ч), ледопроходимость 1 м. На испытаниях этот ледокол достиг 81° 28 северной широты.

Ледокольное судно «Пайлот»
Современные отечественные морские ледоколы делятся на ледоколы арктические, ледоколы портовые и для замерзающих морей. Наиболее мощные ледоколы имеют ядерную энергетическую силовую установку, другие – дизельную. Первый в мире атомный ледокол «Ленин» построен в СССР в 1957 г. (водоизмещение 16 000 т, мощность главных турбин 32.4 МВт). В 1975 г. отечественный атомный ледокольный флот пополнился атомоходом «Арктика» (23 400 т, 55 МВт), в 1977 г. – однотипным ему ледоколом «Сибирь», в 1985 г. – атомным ледоколом «Россия».

Атомный ледокол «Ленин»
Ледоколы имеют мощный усиленный корпус, характерный наклонный «ледокольный» нос, оснащаются несколькими гребными винтами. Для усиления ледопроходимости на ледоколах имеются балластная и дифферентная системы, позволяющие изменять осадку носом и кормой при разрушении льда. К ледоколам примыкают транспортные суда ледового класса – многоцелевые ледокольно-транспортные суда высшего ледокольного класса, арктические снабженцы и балкеры, танкеры – продуктовозы и лесовозы-пакетовозы ледового класса, ледокольно-транспортные атомные лихтеровозы – контейнеровозы (напр., «Севморпуть», 1988 г.), а также некоторые паромы-ледоколы. Благодаря современным атомным арктическим ледоколам продолжительность навигации по Северному морскому пути и в наиболее тяжёлых восточных районах Арктики достигает 200–210 дней в году. Атомный ледокол «Арктика» – первый в мире надводный корабль, достигший в 1977 г. в активном плавании географической точки Северный полюс.

Грамматический словарь Зализняка:

Ледокол, ледоколы, ледокола, ледоколов, ледоколу, ледоколам, ледокол, ледоколы, ледоколом, ледоколами, ледоколе, ледоколах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru