Определение слова «ЛАРЫ»

Толковый словарь Ушакова:

ЛА́РЫ, ларов, ед. лар, лара, ·муж. (·лат. lares) (·поэт. ·устар. ). В древнеримской мифологии — покровители родины и домашнего очага; употр. ·чаще в сочетании: лары и пенаты. «О вы, отеческие лары, спасите юношу в боях!» Пушкин. «О лары и пенаты, от зависти людской мое сокройте счастье!» Батюшков.
| перен. Домашний очаг. Вернуться к своим ларам и пенатам.

Большой энциклопедический словарь:

ЛАРЫ — в римской религии божества — покровители семьи и дома. Их изображения находились у очага или в специальной небольшой комнате. Почитались также лары — покровители дорог, их изображения ставились на перекрестках. В переносном смысле — синоним дома, домашнего очага.

Большая советская энциклопедия:

Лары
В древне-римской религии божества-покровители, почитавшиеся в каждом частном доме. Их изображения находились обычно в шкафчике, помещавшемся у очага или в специальной небольшой комнате; считалось, что Л. присутствуют при семейной трапезе и всех домашних делах. Почитались также Л. — покровители дорог, их изображения ставились на перекрёстках; в честь этих Л. справлялся праздник Ларенталии (23 декабря).

Большой словарь иностранных слов:

Ларов, ед. лар, лара, м. [латин. lares] (поэт. устар.). В древнеримской мифологии – покровители родины и домашнего очага; употр. чаще в сочетании: лары и пенаты. О вы, отеческие лары, спасите юношу в боях! Пушкин. О лары и пенаты, от зависти людской мое сокройте счастье! Батюшков. || перен. Домашний очаг. Вернуться к своим ларам и пенатам.

Советская историческая энциклопедия:

(лат. lares) — семейные культы (гении) в Др. Риме. См. в ст. Древнеримская мифология и религия.

Малый академический словарь:

лары
-ов и лар, мн. (ед. лар, -а, м.).
По верованиям древних римлян: души предков, покровители домашнего очага, духи-покровители родины.
О вы, отеческие лары, Спасите юношу в боях! Пушкин, Послание к Юдину.
О лары, уживитесь в обители моей, Поэту улыбнитесь — И будет счастлив в ней! Батюшков, Мои Пенаты.
[лат. lares]

Мифологическая энциклопедия:

(Lares)
в римской мифологии божества — покровители коллективов и их земель. Чаще почитались как недифференцированное целое отдельными фамилиями, соседскими общинами, гражданской общиной. Римляне выводили культ Л. из культа мертвых (Serv. Verg. Aen. V 64; VI 152). Фамильные Л. были связаны с домашним очагом, семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавшимися им в усадьбе. К ним обращались за помощью в связи с родами, обрядом инициации, бракосочетанием, смертью. Считалось, что они следят за соблюдением традиционных норм во взаимоотношениях членов фамилии, наказывают нарушителей, в частности господ, слишком жестоких к рабам. Рабы искали защиты от гнева хозяина у домашнего очага или алтаря Л. и активно участвовали в их культе, впоследствии преимущественно обслуживавшемся именно рабами. Глава фамилии был верховным жрецом культа Л.Как покровителей соседской общины и добрососедских отношений Л. почитали на перекрестках (compita, компи-тальные Л.), где сооружались святилища с числом отверстий, равным числу примыкавших к перекрестку усадеб. Здесь главами семей развешивались куклы и шерстяные шары, изображавшие соответственно свободных членов семьи и рабов. Возможно, этот ритуал восходит к практике человеческих жертвоприношений Л. как хтоническим божествам, отсюда их неясная связь с хтонической Ларентой-Ларундой. Манией (см. МАНЫ) и иногда отождествлявшейся с ней матерью Л., получавшей в виде жертвы бобовую кашу. Праздник компиталий сопровождался общей трапезой, шутками, песнями, плясками, состязаниями за призы. Новобрачная, переходя в фамилию и соседскую общину мужа, приносила монету домашним Л. и компитальным Л. Компиталий, в которых участвовали и рабы, и свободные, были наиболее демократичным римским праздником, связывавшимся с «царем-народолюбцем», сыном рабыни и лара — Сервием Туллием. Обслуживали культ компитальных Л. коллегии плебеев и рабов. Август в 12 до н. э. реформировал культ Л., образовав его коллегии из рабов, отпущенников и плебеев в каждом квартале Рима и других городов, и соединил с культом своего гения. Однако в домах и имениях Л. продолжали почитаться коллегиями рабов и отпущенников вплоть до полного падения язычества. Изображались фамильные и соседские Л. в виде двух юношей в собачьих шкурах и с собакой (как бдительные хранители).Своих Л. имела и римская гражданская община в целом. К ним как хранителям и защитникам наряду с Марсом обращалась коллегия жрецов — арвальских братьев, при ритуальном очистительном обходе территории города. Греки отождествляли Л. с героями, культ которых, возможно, ранее существовал в Риме. В пользу такого предположения говорят: надпись 4 в. до н. э„ посвященная «лару Энею» (т. е. герою Энею); толкование Л. как индигетов, как живущих в рощах душ предков, добродетельных, могучих мужей, ставших богами (Serv. Verg. Aen. I 441; III 169; III 302; VI 378). В провинциях Л. отождествлялись с божествами родоплеменных и сельских общин. Некоторые современные исследователи связывают Л. с предками, другие считают их духами растительности и земельных участков.Лит.; Lattе К., Rmische Rellgionsgeechichte. Munch., I960, S. 92-100; Domizil G., La religion romaine archaque. P., 1966, p. 335. Е. M. Штаерман.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
лары, -ов и лар, ед. лар, -а (мифол.)

Теософский словарь:

(Лат.) Их было три вида: Lares familiares, стражи и невидимые главы семейного круга; Lares parvi, небольшие идолы, употреблявшиеся для гадания и предсказывания; и Lares praestites, которые должны были сохранять порядок среди других. Лары суть маны или духи развоплощенных людей. Апулей говорит, что надгробная надпись — Богам-манам, которые жили — означало, что Душа преобразилась в лемура; и добавляет, что, хотя "человеческая Душа есть демон, которого наши языки могут обозначить как гения", и "является бессмертным богом, хотя в некотором смысле она родилась в то же время, что и человек, в котором она находится, все же мы можем сказать, что она умирает так же, как родилась." На более ясном языке это означает, что лары и лемуры суть просто оболочки, сброшенные Эго, высшей и духовной и бессмертной Душой, оболочка которой, так же как и ее астральное отражение, животная Душа, умирает, тогда как высшая Душа сохраняется на протяжении вечности.

Грамматический словарь Зализняка:

Лары, ларов, ларам, лары, ларами, ларах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(греч. ). — Первоначально под этим именем были известны добрые духи земли, позднее — души предков и духи-покровители обитаемых людьми мест. Первоначальный культ Л. видел в них покровителей лугов, виноградников, дорог и всякой сельской деятельности. Культ Л. был весьма распространен во всей Италии. Они почитались как L. publici — покровители перекрестков (L. compitales), защитники против врагов (L. hostilii), помощники в путешествиях (viatores, permarini), защитники государственного благосостояния и города (L. praestites). Как охранители семейства (L. familiares), они были L. privati, заботились о благополучии семейства и о здоровье детей, принимали участие в семейных радостях и горе. В их культе сказалась семейная основа государственного строя (см. Fustel de Coulanges, "La cit antique"). L. publici, под именем L. compitales, имели на перепутьях (compita) алтари. Культ их находился в ведении коллегий, состоявших из ремесленников и рабов. После Сатурналий, в январе, справлялся в честь Л. праздник, отличавшийся свободой и разнузданностью и специально установленный для низших классов общества. Позднее, когда религиозный смысл праздника стал теряться, демагоги пользовались беспорядочными сходками для своих политических целей, что заставило Цезаря уничтожить этот праздник. Август, учредивший должность magistri vicorum, восстановил культ Л., поручив его заботам этих magistri и их ministri. К двум Л. он прибавил третьего, которого назвали гением Августа. Изображения Л. семейных ставились на очаге в комнате, где семейство принимало пищу. О Л. должна была заботиться преимущественно хозяйка дома: она содержала очаг в чистоте, украшала его венком в календы Ноны и Иды, приносила Лару его долю пищи и др. даров. Первого мая (в майские календы) справлялся годовой праздник в честь Л. (Laralia). Жрецом был всякий хозяин очага. Во время семейных праздников и радостей Л. украшались венками, цветами и листьями. Праздник в честь Л. permarini был установлен по поводу счастливого возвращения Л. Эмилия Регилла, после морского сражения с Антиохом. Изображения Л. делались из камня или металлов; они представлялись молодыми, с протянутой кверху правой рукой, в которой был рог, и вытянутой вперед левой, в которой была чаша. Так их изображали со второй пунической войны. Их всегда было два; сохранялись они в особых lararia (ящичках). Позднее их ставили при входе в дом или рядом со спальней. Л. часто смешивают с пенатами (см.), но последние с самого начала были божествами кладовой, следовательно— домашнего благосостояния и довольства, тогда как Л. лишь впоследствии стали божествами семейства. Ср. Hertzberg, "De diis Romanorum patriis" (1840); Schoemann, "Dissertatio de Geniis, Manibus et Laribus" (1840); Scharbe, "De Genus, Manibus et Laribus dissertatio" (1854, Casani); Jordan, "De Larum imaginibus atque cuitu" (1862, в "Annall d. Instit.".
H. О.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru