Определение слова «Кунов»

Большая советская энциклопедия:

Кунов
(Cunow)
Генрих (11.4.1862, Шверин, — 26.8.1936, Берлин), один из теоретиков германской социал-демократии, историк, социолог, этнограф, публицист. Родился в бедной семье рабочего сцены. Был бухгалтером. Примкнув к социал-демократическому движению, сотрудничал в социал-демократической прессе; с 1902 член редколлегии «Форвертс» («Vorwarts»). В годы 1-й мировой войны 1914—18 социал-шовинист, после войны оставался на крайне правых позициях в социал-демократии. В 1917—23 редактор теоретического журнала германской социал-демократии «Нойе цайт» («Die Neue Zeit») (сменил на этом посту центриста К. Каутского). В 1919—30 профессор Берлинского университета, в 1919—24 директор Музея народоведения. К. — автор многочисленных, в основном компилятивных, работ по истории первобытного общества, эклектически сочетавших некоторые положения марксизма с теориями, заимствованными из буржуазной этнографии «экономические направления». Работа К. «Теологическая или этнологическая история религии?» была переработана И. И. Скворцовым-Степановым и издана на русском языке под названием «Происхождение нашего бога» (1919, новое издание 1958). Общая концепция труда К., посвященного Великой французской революции (вышел в свет в 1908, в русском переводе — «Борьба классов и партий в Великой французской революции 1789—1794 гг.», 3 изд., 1923), направлена против буржуазного либерализма. Вместе с тем эта работа даёт неправильную оценку роли отдельных классов и партий и ряда проблем якобинской диктатуры.
В более поздних работах предпринял попытку прямой ревизии многих положений марксизма. Социология в работах К. сближается с позитивистской эволюционной теорией, соединённой с экономическим материализмом. Против учения марксизма-ленинизма о пролетарской революции и диктатуре пролетариата направлен главный философский труд К. «Марксова теория исторического процесса общества и государства» (т. 1—2, 1920, русский перевод 2-го тома 1930). В 4-томном исследовании «История хозяйства» (1926 — 31, русский перевод 1-го тома — «Хозяйство первобытных и полукультурных народов», 1929) К. полностью игнорирует понятие социально-экономической формации. История в трактовке К. — это процесс постепенных социальных изменений, в которых «политические революции» будто бы не играют существ. роли.
Соч. в рус. пер.: Социология и этнология, СПБ, 1905; О происхождении брака и семьи, М., 1923; Очерки по истории первобытной культуры, ч. 1, Минск, 1923 (соавтор); Возникновение религии и веры в бога, 4 изд., М. — Л., 1925; Первобытный коммунизм, X., 1926.

Советская историческая энциклопедия:

(Cunow), Генрих (11.IV.1862 — 20.VIII.1936) — нем. историк, социолог, этнограф; социал-демократ. В годы 1-й мировой войны стоял на социал-шовинистских позициях, выступал за замену клас. сознания "национальным". Характеризуя взгляды Кунова, В. И. Ленин отмечал, что К. "...рассуждает аляповато и цинично: империализм есть современный капитализм; развитие капитализма неизбежно и прогрессивно;... значит, надо раболепствовать перед империализмом и славословить!" (Соч., т. 22, с. 257). В 1917-23 — редактор "Neue Zeit" (сменил на этом посту К. Каутского) и член редколлегии "Vorwrts". После Ноябрьской революции 1918 в Германии стал проф. Берлинского ун-та (1919-30), в 1919-24 — директор Музея народоведения. В 1933 эмигрировал во Францию.
=====
Нек-рые ранние произведения К. близки к марксизму. Работа К. "Die altperuanischen Dorf- und Markgenossenschaften", "Ausland", 1890, No 42-44, посвященная доказательству существования в Перу ко времени его завоевания исп. колонизаторами подобия маркового строя с периодич. переделами обработанной земли, была положительно отмечена Ф. Энгельсом. Гл. труд К. в области истории, посвященный франц. революции (вышел в свет в 1908), насыщен большим фактич. материалом, и его общая концепция направлена против бурж. либерализма. Но он содержит ошибки в оценке роли отдельных классов и партий, в освещении нек-рых проблем якобинской диктатуры. К. соглашается в этой работе с утверждениями буржуазных историков, будто господство якобинцев неизбежно должно было привести к термидору.
=====
Вышедшая в 1910 работа К. "Theologische oder ethnologische Religionsgeschichte" была переработана Скворцовым-Степановым и издана под назв. "Происхождение нашего бога" (М., 1919, нов. изд., М., 1958).
=====
В более поздних работах К. предпринял попытку ревизии многих положений марксизма. Против учения марксизма-ленинизма о пролетарской революции и диктатуре пролетариата направлен гл. филос. труд К. "Die Marxsche Geschichts-, Gesellschafts- und Staatstheorie" (Bd 1-2, В., 1920; рус. пер. 2-го т. — "Марксова теория исторического процесса общества и государства", М.-Л., 1930). К. утверждает, будто гос-во лишь на ранних ступенях своего развития является органом клас. господства, в дальнейшем же становится надклассовым; начало превращения бурж. гос-ва в надклассовое К. связывает с нек-рым расширением его экономич. функций в кон. 19 — нач. 20 вв. Это послужило для К. теоретич. основой для совершенно несостоятельного вывода о возможности коренного преобразования общества без свержения власти капиталистов. Рассматривая историю как процесс социальной эволюции, К. отрицал необходимость политич. революции. К., в частности, выступал против включения в программу с.-д. партии положения о клас. борьбе, был противником принципа самоопределения наций. В своем четырехтомном исследовании "История хозяйства" (1926-34) К. полностью игнорирует понятие экономич. формации, заменяя его терминами "формы хозяйства", "ступени хозяйственного развития" и т. п.
=====
Соч. (кроме указ. в ст.): Allgemeine Wirtschaftsgeschichte, Bd 1-3, В., 1926-29; в рус. пер. — Всеобщая история хозяйства, т. 1 — Х-во первобытных и полукультурных народов, М.-Л., 1929; Борьба классов и партий в Великой Французской революции 1789-1794 гг., 3 изд., М. — П., 1923; Социология и этнология, СПБ, 1905; О происхождении брака и семьи, М., 1923; Первобытная техника, 3 изд., М. — П., 1924 (соавтор); Возникновение религии и веры в бога, 4 изд., М.-Л., 1925; Первобытный коммунизм, X., 1926.
=====
М. И. Михайлов, Москва.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Kunyw) — посад Опатовского у., Радомской губ., на р. Каменной левом прит. Вислы. Жит. 1663 (342 еврея). Разработка мелкозернистого песчаника, употребляемого для изящных построек.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru