Определение слова «канцона»

Толковый словарь Ушакова:

КАНЦО́НА, канцоны, ·жен. (·итал. canzone — песня).
1. Вокальная пьеса для одного голоса с аккомпанементом, сохраняющая национальный колорит в мелодии, ритме (муз.). Мелодичная итальянская канцона.
2. Особая форма стихотворного произведения, род лирической баллады (лит.).

Большой энциклопедический словарь:

КАНЦОНА (итал. canzone, букв. — песня) — 1) лирическое стихотворение о рыцарской любви в западно-европейской поэзии 13-17 вв., первоначально у провансальских трубадуров. Классические образцы — у Данте и Петрарки.
2) Многоголосная светская песня эпохи Возрождения на тексты поэтической канцоны. 3) Род инструментальной музыкальной пьесы, сложившейся в кон. 16-18 вв. из обработок вокальных канцон (у Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди и др.). Его развитие привело к появлению фуги.

Большая советская энциклопедия:

Канцона
(итал. canzone, буквально — песня)
лирическое стихотворение о рыцарской любви в средневековой поэзии прованских трубадуров (См. Трубадуры). Первоначально получила распространение в Италии в 13—17 вв. Канонические К. — строфические строения (5—6 строф); последняя строфа укорочена и содержит обращение к лицу, которому посвящена К. Классические образцы создали Данте и Петрарка.
С самого начала К. была тесно связана с музыкой: многоголосные вокальные К. сближались с фроттолой (См. Фроттола) и вилланеллой (См. Вилланелла). В 16—17 вв. в Италии появляются и инструментальные К., возникшие как обработки французского chanson; позднее они создавались как оригинальные сочинения в стиле таких обработок. В числе композиторов — авторов К. — А. Габриели, К. Меруло, Дж. Фрескобальди (Италия), Д. Букстехуде и И. С. Бах (Германия). С 17 в. развитие К. для инструментального ансамбля ведёт к возникновению Кончерто гроссо, К. для клавишных инструментов постепенно превращается в фугу (См. Фуга), а К. для солирующего инструмента с сопровождением подготовляет появление сонаты (См. Соната). В 18—19 вв. название К. иногда применяется для обозначения вокальных и инструментальных лирических музыкальных пьес (К. «Сердце волнует жаркая кровь» из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро», медленная часть 4-й симфонии П. И. Чайковского). В 20 в. К. встречается как поэтическая стилизация (В. Я. Брюсов, М. А. Кузмин).

Словарь по культурологии:

(ит. canzone, букв. – песня) – лирическое стихотворение о рыцарской любви в западно-европейской поэзии XIII – XVII вв., первоначально у провансальских трубадуров; многоголосная светская песня эпохи Возрождения.

Большой словарь иностранных слов:

Канцоны, ж. [ит. canzone – песня]. 1. Вокальная пьеса для одного голоса с аккомпанементом, сохраняющая национальный колорит в мелодии, ритме (муз.). Мелодичная итальянская канцона. 2. Особая форма стихотворного произведения, род лирической баллады (лит.).

Толковый словарь Кузнецова:

канцона
КАНЦОНА -ы; ж. [итал. canzone]
1. Лит. Лирическое стихотворение особой формы (получила особое распространение в итальянской и провансальской поэзии средних веков и эпохи Возрождения).
2. Муз. Лирическая песня, восходящая к итальянской народной песне.

Малый академический словарь:

канцона
-ы, ж.
1. лит.
Лирическое стихотворение особой формы, получившее широкое распространение в итальянской и провансальской поэзии средних веков и эпохи Возрождения.
2. муз.
Лирическая песня, восходящая к итальянской народной песне.
[итал. canzone]

Музыкальная энциклопедия:

(итал. canzone, canzona, от лат. cantio — пение, песнь; франц. chanson, испан. canciуn, нем. Kanzone) — первоначально название разновидности лирич. стихотворений, зародившейся в Провансе и получившей широкое распространение в Италии 13-17 вв. Поэтич. К. имела строфич. строение и обычно состояла из 5-7 строф. С самого зарождения она была тесно связана с музыкой, к-рая подчёркивала её строфич. структуру. К., сочинявшиеся выдающимися итал. поэтами во главе с Петраркой, также получали муз. воплощение, обычно для неск. голосов. С муз. стороны такие К. сближаются с фроттолой. В 16 в. возникают и народные итальянские формы К., родственные вилланелле; к ним принадлежат разновидности canzoni alla napoletana и canzoni villanesche.
В 16-17 вв. в Италии появляются и инстр. К. — для клавишных инструментов, для инстр. ансамбля. Вначале это были более или менее свободные обработки французских chanson, затем и оригинальные сочинения в стиле таких обработок. Обычно они представляли собой последование разделов имитац. склада на родственные основной теме или новые темы (часто обозначались как "Allegro") с вклинивающимися между ними разделами гомофонного склада (часто обозначались как "Adagio"). Франц. вок. К. и их обработки назывались в Италии canzon (alla) francese, в отличие от итал. вок. К. — canzona da sonar. К. часто издавались в табулатурах, партитурах, голосах; последние допускали возможность исполнения ансамблем и (после соответств. обработки) на органе. Среди итал. авторов канцон — М. А. Каваццони, к-рому принадлежат самые ранние образцы инстр. К. (Recerchari, motetti, canzoni, Венеция, 1523), А. Габриели, К. Меруло, А. Банкьери, Дж. Д. Ронкони, Дж. Фрескобальди. Фрескобальди часто применял в своих К. фугированное изложение, ввёл К. для солирующего инструмента с сопровождением генерал-баса. Через его учеников И. Я. Фробергера и И. К. Керля К. проникла в Германию, где сочинения в этом жанре писали в числе прочих Д. Букстехуде и И. С. Бах (BWV 588). Ок. 1600 в К. для ансамбля всё большее значение приобретает многохорность, чем создаются предпосылки для возникновения concerto grosso. К. для клавишных инструментов в 17 в. сблизилась с ричеркаром, фантазией и каприччо и постепенно превратилась в фугу; развитие К. для солирующего инструмента с сопровождением генерал-баса вело к возникновению сонаты. С кон. 18 в. назв. К. выходит из употребления; в 19 в. оно иногда применяется как обозначение вок. и инстр. лирич. пьес (К. "Voi che sapete" из оперы В. А. Моцарта "Свадьба Фигаро", медленная часть 4-й симфонии П. И. Чайковского (in modo di canzone)).
Литература: Протопопов Вл., Ричеркар и канцона в XVI-XVII веках и их эволюция, в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2, М., 1972; Wilkins H., The derivation of the canzone, "Modern Philology", v. XII, 1914/15; Gennriсh Fr., GrundriЯ einer Formenlehre des mittelalterischen Liedes, Halle, 1932; Jeppesen Kn., Die italienische Orgelmusik am Anfang des Cinquecento, Bd 1-2, Kph., 1943, 1960; Einstein A., The italian madrigal, v. 1-3, Princeton, 1949.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
канцона, -ы

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

песня
пьеса
стихотворение

Грамматический словарь Зализняка:

Канцона, канцоны, канцоны, канцон, канцоне, канцонам, канцону, канцоны, канцоной, канцоною, канцонами, канцоне, канцонах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru