Определение слова «Иероним»

Большой энциклопедический словарь:

ИЕРОНИМ (Hieronimus) Стридонский (ок. 342-420) — христианский писатель и богослов, один из великих учителей Западной церкви. Друг и секретарь (382-384) папы Дамаса, после смерти которого отправился на Восток и с 386 жил в Вифлееме. Ему принадлежит латинский перевод Библии (т. н. Вульгата) — догматико-полемические и нравоучительные сочинения, книга "О знаменитых мужах" (о жизни и сочинениях отцов Церкви и церковных писателей первых четырех веков). Память в Православной церкви 15 (28) июня, в Католической — 30 сентября.

Большая биографическая энциклопедия:

Авт. "Слов" в неделю Православия и на новый год, архим. черниг. Успенск. Елецк. монаст. (1829—1830 гг.).
{Венгеров}

Иероним
авт. жизнеопис. Илариона, митр. суздальского, иеромонах (М., 1859).
{Венгеров}

Словарь личных имен:

А, муж. Стар. редк.; разг. Ероним, -а.
Отч.: Иеронимович, Иеронимовна.
Производные: Ерон; Ероня (Ерона); Нима.
Происхождение: (От греч. hieros — священный и onyma — имя.)
Именины: 28 июня

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Иероним, муж. имя (Иеронимович, Иеронимовна)

Новая философская энциклопедия:

ИОHИM (Hieronimus) Стридонский, Евсевий Софроний (ок. 347, Стридон, Далмация – ок. 420, Вифлеем)латинский христианский писатель, один из наиболее почитаемых в западной христианской традиции отцов Церкви. Был учеником грамматика Э.Доната и христианского философа-неоплатоника и богослова Мария Викторина [МАРИЙ ВИКТОРИН]. Через всю жизнь Иероним пронес конфликт между своей увлеченностью языческой литературой и стремлением к христианскому благочестию и аскезе. Будучи одним из наиболее эрудированных западных богословов, он предпринял грандиозный труд по переводу Библии на латинский язык (Новый Завет был переведен им с греческого, а Ветхий Завет – с еврейского языка). Этот перевод, получивший название Вульгаты (Vulgata), стал общепризнанным и был канонизирован Католической церковью в 16 в. на Тридентском соборе. Иерониму принадлежат: комментарии на многие ветхозаветные книги, на Евангелие от Матфея и некоторые послания апостола Павла, где он отвергает аллегорический метод толкования; ряд полемических произведений, направленных против гностиков, оригенистов, пелагиан и др.; исторические сочинения – «О знаменитых мужах» (135 кратких биографий христианских писателей), дополненный перевод «Хроники» Евсевия, жизнеописания отцов-пустынников и др. Переписка Иеронима – замечательный образец латинской словесности и ценнейший источник по культурной и религиозной жизни 4–5 вв.
Сочинения:
1. MPL, t. 22–30;
2. Apologie contre Rufn, d. P Lardet. P., 1983 (Sources Chrtiennes, t. 303);
3. Commentaire sur S.Matthieu, d. E.Bonnard. P., 1977–79, t. 1–2 (Sources Chrtiennes, t. 242, 259);
4. Commentaire sur Jonas, d. G.-M. Duval. P., 1985 (Sources Chrtiennes, t. 323);
5. Lettres, d. J.Labourt, t. 1–8. P., 1949–63 (Collection Bude);
6. Biblea sacra iuxta Vulgatam versionem, rec. R.Weber. Stuttg., 1969;
7. в рус. пер.: Творения. Киев, 1879–1901, ч. 1–17;
8. Четыре книги толкований на Евангелия от Матфея. М., б. г.;
9. О сохранении девственности. СПб., 1997.
Литература:
1.  Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. М., 1916;
2. Голенищев-Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972, с. 78–85;
3. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: латинская патристика. М., 1979, с. 176–178;
4. Cavallera F. St. Jrome, sa vie et son oeuvre. P. – Louvaine, 1922, v. 1–2;
5. Penna A.S. Gerolamo. Turino – Roma, 1949;
6. Eiswirth R. Hieronymus Stellung zur Literatur und Kunst. Wiesbaden, 1955;
7. Wiesen D.S. St.Jerome as a Satirist: A Study in Christian Latin Thought and Letters. Ithaca – N.Y., 1964;
8. Testard M. Saint Jrome, l’aptre savant et pauvre du patriciat romain. P., 1969,
9. Kelley J.N.D. Jerome: His Life, his writing and Controversies. L., 1975.
H.В.Шабуров

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

имя

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru