Определение слова «Эркель Ф.»

Музыкальная энциклопедия:

(Erkel) Ференц (7 XI 1810, Дьюла — 15 VI 1893, Будапешт) — венг. композитор, дирижёр, пианист, педагог и муз.-обществ. деятель. Потомственный музыкант, Э. учился у отца (фп.), в 1822-25 — у Г. Клейна в Братиславе (фп., орган, муз.-теоретич. предметы). С 1827 жил в Коложваре (ныне Клуж), был домашним учителем музыки у графа Чаки (1828-35), выступал как пианист. Ок. 1830 дебютировал как дирижёр в Коложваре. С 1835 жил в Пеште. Дирижировал оперными спектаклями Венг. театр. т-ва (шли в Дворцовом т-ре), концертировал как пианист. В 1836-38 был 2-м дирижёром нем. т-ра. С кон. 30-х гг. Э. в течение более 50 лет возглавлял муз. жизнь страны. С 1838 гл. дирижёр, затем муз. директор Нац. т-ра, с 1884 — Оперного т-ра (в последний раз выступил в ним как пианист и дирижёр 7 XI 1890), дирижировал концертами оркестра Филармонич. об-ва (осн. им в 1853; оставался его руководителем до 1871) и Всевенг. объединения хор. об-в (с 1868 его гл. дирижёр). В 1875-86 был директором и до 1888 профессором по классу фп. Муз. академии.

Э. — основоположник нац. венг. оперы. В своих историч. патриотич. операх использовал сюжеты, связанные с реальными эпизодами борьбы венг. народа против чужеземной тирании. Сочетая достижения зап.-европ. оперного иск-ва с венг. фольклорной основой, он создал произв. с яркими муз. характеристиками героев, с трагич. коллизиями большой силы воздействия. Нац. характер операм Э. придают широкое использование интонаций и ритмов вербункоша и нар. песен периода куруцких войн против габсбургского владычества. Наиболее значительны героико-лирич. оперы романтич. характера "Ласло Хуньяди" (1844), созданная в период подготовки Революции 1848 и отражающая патриотич. устремления венг. народа, его нац.-освободит. идеи, и "Банк бан" (по драме И. Катоны; соч. ок. 1850-60, пост. в 1861); нек-рые мелодии из этих опер пелись как массовые песни во время нар. демонстраций в 1848-49 и 1918- 1919 (с частично изменёнными текстами). В своей творч. эволюции Э. шёл от романтизма к реализму; в его операх возрастает роль нар. масс, в многочисл. хор. сценах всё шире использовал подлинные нар. песни. В оркестровке выделялись сольные партии флейты, предназначенные для виртуозов-флейтистов братьев А. Ф. и К. Доплеров (совм. с ними Э. написал оперу "Эржебет", 1857). Э. принадлежат также комич. бытовые оперы на сюжеты из жизни венг. общества того времени, в т. ч. "Шарольта" (1862).
Сочинения: оперы (все пост. в Будапеште) — Мария Батори (1840), Ласло Хуньяди (1844), Банк бан (1861, Пешт; 1954, Новосибирский т-р оперы и балета; 1959, Большой т-р СССР, Москва), Дьёрдь Дожа (1867), Дьёрдь Бранкович (1874), Безымянные герои (Nйvtelen hцsцk, 1880), Король Иштван (Istvбn kirбly, 1885); для орк. — Торжественная увертюра (Ьnnepi nyitбny, 1887; к 50-летию будапештского Нац. т-ра), Блестящий дуэт в форме фантазии для скр. с фп. (1837); пьесы для фп., в т. ч. Ракоци-марш; хор. соч., в т. ч. кантата, а также гимн (на сл. Ф. Кёльчеи, 1844; стал гимном ВНР); песни; музыка к спектаклям драм. т-ра.
Сыновья Э. — Дьюла Э. (4 VII 1842, Пешт — 22 III 1909, Будапешт)- композитор, скрипач и дирижёр. Играл в оркестре Национального т-ра (1856-60), был его дирижёром (1863-89), профессором Муз. академии (1880), основателем муз. школы в Уйпеште (1891). Элек Э. (2 XI 1843, Пешт — 10 VI 1893, Будапешт) — автор неск. оперетт, в т. ч. "Студент из Кашши" ("Der Student von Kassau"). Ласло Э. (9 IV 1844, Пешт — 3 XII 1896, Братислава) — хор. дирижёр и фп. педагог. С 1870 работал в Братиславе. Шандор Э. (2 I 1846, Пешт — 14 X 1900, Бекешчаба) — хор. дирижёр, композитор и скрипач. Играл в оркестре Нац. т-ра (1861-74), с 1874 хор. дирижёр, с 1875 гл. дирижёр Нац. т-ра, директор филармонии. Автор зингшпиля (1865), "Венгерской увертюры" и муж. хоров.
Литература: Александрова В., Ф. Эркель, "СМ", 1960, No 11; Ласло Ж., Жизнь Ф. Эркеля в иллюстрациях, Будапешт, 1964; Сабольчи Б., История венгерской музыки, Будапешт, 1964, с. 71-73; Мароти Я., Путь Эркеля от героико-лирической оперы к критическому реализму, в кн.: Музыка Венгрии, М., 1968, с. 111-28; Бbrбnyi К., Erkel Ferenc йlete йs mьkцdйse, Bdpst, 1895; Fabo В., Erkel Ferenc emlйkkцnyv..., Bdpst, 1910; Bуnis F., Erkel Ferenc, Bdpst, 1954; Marуthy J., Erkel Ferenc opera-dramaturgiбja,"Zenetudomбnyi tanulmбnyok", 1954, (No) 2; Ujfalussy J., A "Hunyadi Lбszlу" йs irodalmi elцzmйnyei, там же; Somfai L., Az Erkel-kйziratok problйmбi, "Zenetudomбnyi tanulmбnyok", 1961, (No) 9; Nйmeth A., Erkel Ferenc йletйnek krуnikбja, Bdpst, 1973 (рус. пер. — Немет A., Ференц Эркель, Л., 1980); Lеgбnу D., Erkel Ferenc mьvei йs korabeli tцrtйnetьk, Bdpst, 1975.
П. Ф. Вейс.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru