Определение слова «ГВАРДИ»

Большой энциклопедический словарь:

ГВАРДИ (Гуарди) (Guardi) Франческо (1712-93) — итальянский живописец. Представитель венецианской школы. Религиозные, мифологические, исторические картины ("Александр перед телом Дария") — поэтические виды Венеции со сценами городской жизни ("Подъем воздушного шара", 1784). Виртуозно передавал игру света и тени, влажный воздух, растворяющий очертания предметов.

Большая советская энциклопедия:

Гварди
Гуарди (Guardi) Франческо (крещен 5.10.1712, Венеция, — 1.1.1793, там же), итальянский живописец-пейзажист венецианской школы (См. Венецианская школа). Учился у своего брата Джованни Антонио Г. В начале творчества выполнял свободные копии с работ итальянских мастеров 16—17 вв., писал пейзажи, картины на религиозные и мифологические темы, подражая А. Маньяско и М. Риччи. В конце 1760-х гг. Г. окончательно обратился к пейзажу, выполнив с рисунков А. Каналетто, гравированных Дж. Б. Брустолоном, 12 пейзажей с изображением зданий и площадей Венеции в дни празднеств (Лувр, Париж). Расцвет творчества Г. приходится на 1780—90-е гг., когда складывается творческий метод художника. Работая над излюбленными в Венеции видами пейзажа — «ведутой» (документально-точный городской пейзаж) и «каприччо» (архитектурный пейзаж-фантазия), Г. приходит к созданию пейзажа нового типа, основывающегося на непосредственности зрительных впечатлений и лирический переживаний художника. Отказываясь от торжественных пейзажей с упорядоченным «кулисным» построением, Г. вводит в композицию элементы естественной непроизвольности, пространственной свободы и динамики. Находя вдохновение в простых, обыденных мотивах, он раскрывает тонкую поэзию повседневной жизни Венеции, её залитых светом двориков, каналов и лагун со скользящими по ним гондолами, дворцов и набережных с праздничной толпой («Венецианский дворик», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; «Рио деи Мендиканти», Галлерея Академии Каррара, Бергамо; «Подъём воздушного шара», 1784, Картинная галлерея, Берлин-Далем; «Серая лагуна», Музей Польди-Пеццоли, Милан). Живописная манера зрелого Г. отличается свободой и виртуозностью. Лёгкими динамичными красочными мазками Г. воссоздаёт трепетное движение цветовых пятен и тающих в воздушной дымке контуров, прозрачность воздуха, напоённого светом и влагой. Г. был выдающимся рисовальщиком. Его рисунки с лёгкими, воздушными, прерывистыми контурами отличаются тонкостью светотеневых градаций. Творчество Г., впитавшее многовековые традиции венецианской живописи и предвосхитившее пленэрные (см. Пленэр) искания пейзажистов 19 в., не было оценено современниками. Открытие подлинного значения художника относится к концу 19 — началу 20 вв.
Лит.: Никитюк О., Франческо Гварди, М., 1968: Fiocco G., Guardi, [Mil.], 1966; I problemi guardeschi, Venezia, 1967.
О. Д. Никитюк.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Francesco Guardi) — итальянский (венецианский) живописец (1712-1793), ученик Каналетто, усвоивший его манеру и технику и работавший в молодости вместе с ним. Подобно Каналетто, он посвятил себя исключительно изображению Венеции. Многие картины Г. долгое время считались принадлежащими кисти Каналетто, и только сравнительно в недавнее время критика определила более точно то, что принадлежит ученику и что учителю. Из картин, несомненно принадлежащих Г., следует упомянуть: "Вид Венеции" (в Лувре), изображающий на первом плане порт Лидо и открытое море, усеянные множеством позолоченных гондол, наполненных патрициями в праздничных костюмах; дож на палубе Буцентавра выступает из Лидо и направляется к св. Марку. Затем: "Дож, отправляющийся в церковь Санта-Мария делла Салуте"; "Четверг на масленице в Венеции"; "Праздник Тела Господня" (Corpus Domini); "Венчание дожа наверху лестницы Гигантов"; "Зала коллегии во дворце дожей". Во всех этих картинах, здания и вообще архитектурная часть, трактованные чрезвычайно тщательно и правдиво, служат только аксессуарами и декорацией для веселых, оживленных сцен или же для торжественных процессий. При изображении праздников в картинах Гварди религиозное чувство как бы уходит на второй план благодаря необыкновенному разнообразию фигур и яркому, ослепительному колориту. В "Зале коллегии" мы видим заседание Совета десяти под председательством дожа; остальная часть залы наполнена публикой в масках. Этой смелостью в композиции Гварди главным образом и отличается от Каналетто; вероятно также, что в картинах Каналетто фигуры писаны Гварди. Многими картины Гварди ценятся в настоящее время гораздо выше картин его учителя, Каналетто. В императорском Эрмитаже имеется одно из произведений этого художника — небольшой венецианский вид.
В. Ч.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru