Определение слова «вдохновение»

Толковый словарь Ефремовой:

вдохновение ср.
1. Состояние творческого подъема, прилив творческих сил.
2. Приподнятое душевное состояние, настроение; воодушевление.

Толковый словарь Ушакова:

ВДОХНОВЕ́НИЕ, вдохновения, ср. (·книж. ). Творческое одушевление, состояние творческого подъема. «Не часто к нам слетает вдохновенье.» Дельвиг. «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии.» Пушкин.

Большая советская энциклопедия:

Вдохновение
Психическое состояние, для которого характерно резкое возрастание внутренней активности личности, высокий эмоциональный подъём, напряжение духовных и физических сил человека. В. является одной из главных предпосылок процесса творчества и связано с наличием огромной сосредоточенности внимания, с мобилизацией памяти и воображения (См. Воображение) и интенсивной работой мышления. Всё это сопровождается обычно резким ограничением направленности личности, отключением её от того, что не имеет непосредственного отношения к решаемой творческой задаче. См. также Творчество, Интуиция.
Лит.: Вудвортс Р., Экспериментальная психология, пер. с англ., М., 1950, гл. 25; Петровский А. В., Роль фантазии в развитии личности, М., 1961.
А. В. Петровский.

Словарь эпитетов русского языка:

Божественное, буйное, бурное, волнующее, волшебное, всеохватывающее, высокое, глубокое, душевное, дьявольское, живительное, животворное, лирическое, лучезарное, молитвенное, небесное, невольное, неизъяснимое, необъяснимое, огненное, озаряющее, ослепительное, патетическое, пламенное, плодотворное, поэтическое, рабочее, радостное, светозарное, светоносное, слёзное, слепое, слепящее, смутное, творческое, трудовое, чарующее, чудесное, чудодейственное, чудотворное, яркое, ясное.

Словарь литературных эпитетов:

Высокое (Пушкин).
• Гордое (Эртель).
• Дикое (Сологуб).
• Задумчивое (Надсон).
Золотое (Майков).
• Крылатое (Пушкин).
• Небесное (Льдов).
• Святое (Надсон, Фруг).
• Светлое (Жуковский).
• Сладкое (Полежаев).
• Чуткое (К. Р.).
• Чистое (Фруг).

Этимологический словарь Крылова:

Это заимствованное из старославянского языка слова образовано, вероятно, методом калька с греческого empnoia; первоначальная форма имела, видимо, значение "вдохнуть".

Толковый словарь Кузнецова:

вдохновение
ВДОХНОВЕНИЕ -я; ср. Состояние наивысшего подъёма душевных сил. Творческое, поэтическое в. Петь с вдохновением. В. нашло на кого-л. (разг.).

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
вдохновение, -я

Толковый словарь Ожегова:

ВДОХНОВЕНИЕ, я, ср. Творческий подъём, прилив творческих сил.

Большой психологический словарь:

(англ. inspiration) — резкий и неожиданный подъем духовных сил человека, наблюдаемый в процессе творческого труда. В. характеризуется глубокой и устойчивой сосредоточенностью на предмете труда, активизацией способностей, знаний и умений, высоким уровнем активности познавательных процессов (живостью впечатлений), яркостью образов памяти и воображения. С В. нередко связано рождение замысла и идеи произведения, нахождение решения неприступной проблемы, создание центральных образов художественного произведения. «В. не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. — М. Л., 1953. — Т. 2. — С. 443). См. ТВОРЧЕСТВО.

Грамматический словарь Зализняка:

Вдохновение, вдохновения, вдохновения, вдохновений, вдохновению, вдохновениям, вдохновение, вдохновения, вдохновением, вдохновениями, вдохновении, вдохновениях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

В общем смысле под этим именем разумеется такое особое состояние субъекта, при котором он способен к наиболее интенсивным, целесообразным и ценным по внутреннему достоинству действиям в области религиозной, умственной и эстетической. Хотя не всем одинаково свойственно испытывать такой подъем духовной деятельности, но безусловного различия между лицами в этом отношении признать невозможно; некоторая степень В. необходима для успешного исполнения всякого человеческого дела. По этимологии своей слово вдохновение (inspiratio) указывает на первоначальное представление о причине этого явления. А именно, предполагалось, что в человека входит постороннее духовное существо и более или менее полно овладевает его душевными способностями, возвышая и усиливая их. Качеством этой посторонней духовной силы, входящей в субъекта или находящей на него (вдохновение = наитие), обуславливается, согласно такому представлению, различие между положительным вдохновением (наитие свыше) и одержанием, или бесноватостью. Наиболее яркое и грубое выражение этого реально-мистического взгляда на В. мы находим, с одной стороны, у диких и полудиких народов — напр., у наших сибирских инородцев, у которых их вдохновенные пророки и чародеи, шаманы, представляются пассивными орудиями разных входящих в них духов, иногда зооморфического характера; а с другой стороны, у современных спиритов мы встречаем убеждение, что все вдохновенные деятели человечества были лишь особого рода медиумы (т. е. также пассивные орудия) сообщавшихся через них духов. В менее грубой форме, чем у шаманистов и спиритов, тот же взгляд господствовал у древних греков, приписывавших всякое вдохновенное действие наитию Аполлона и Муз; воззвание к этим божествам, превратившееся впоследствии в риторическую фигуру, имело первоначально совершенно реальный смысл. Начало иного взгляда принадлежит Платону, который смотрит на вдохновение как на внутренний аффект, сопровождающий возвышение разумной души в сферу созерцания истинно сущего или вечных идей (см. в особенности диалог "Федр"). Впрочем, у Платона — и еще более у позднейших неоплатоников — идеалистический взгляд на вдохновение смешивается с прежними мифологическими представлениями. Он совершенно отрешается от них в германском идеализме. По Гегелю, вдохновение есть действие человеческого духа, непосредственно наполненного и связанного раскрывающимся в нем идеальным содержанием; вследствие своей непосредственности это действие ощущается самим субъектом как чужая сила — вдохновение есть состояние несвободное (ein unfreies Pathos: см. Hegel, "Encyklopdie der philosophischen Wissenschaften", § 560). Здесь, как и везде у Гегеля, мы видим лишь подведение частного явления под общую логическую формулу, а не реальное его объяснение. Такого объяснения не находим мы и у других новейших философов. Шопенгауэр повторяет своими словами взгляд Платона, а Гартман довольствуется причислением вдохновения — наряду с инстинктом, религиозным чувством и т. д. — к проявлению в нас бессознательного или сверхсознательного начала. В школьной психологии рассуждения о вдохновении ограничиваются обыкновенно амплификациями общих мест. Гораздо более плодотворными следует признать наблюдения новейших психопатологов, подтверждающих старинное мнение Аристотеля о сродстве высшей духовной деятельности с помешательством (см. Гений). Можно считать установленным фактом, что особенная способность к вдохновенным действиям и произведениям (гениальность) и многие формы душевных болезней развиваются на общей почве невропатической и психопатической конституции. Но этот важный и интересный факт, очевидно, вовсе не объясняет существенного и объективного различия между результатами сумасшествия и гениальности. Все существующие взгляды на В. могут быть подведены под три главные точки зрения: 1) или В. понимается как действие в человеке и через человека внешних духовных сил; 2) или как акт имманентного раскрытия в человеческом духе его высшего идеального содержания; 3) или, наконец, как проявление особой психофизической организации при известных физиологических условиях. Эти три основных взгляда отвечают, собственно, на три различных вопроса: в первом имеется в виду причина данного явления, действующая, или производящая (causa efficiens, ), во втором — причина формальная, или идеальная (), в третьем — причина материальная, или субстрат ( ). Во всяком случае, эти три взгляда не только в отдельности, но и вместе взятые, не дают нам удовлетворительного объяснения, и истинно научная теория вдохновения принадлежит к задачам будущего.
Владимир Соловьев.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru