Определение слова «Дамба»

Толковый словарь Ефремовой:

дамба ж.
Гидротехническое сооружение, вал для предохранения низких мест от затопления, для ограждения водохранилища, регулирования речного русла и т.п.

Архитектурный словарь:

(земляной мост)
Земляная насыпь с дорогой поверху, защищающая местность от разлива воды либо разделяющая водоемы.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
* * *
см. Гать.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

Большая советская энциклопедия:

Дамба
(от голл. dam)
гидротехническое сооружение, аналогичное по устройству земляной плотине (См. Земляная плотина). Различают Д. напорные и безнапорные. Напорные Д. сооружают для защиты речных и морских прибрежных низменностей от затопления, обвалования каналов (оградительные Д.) и для сопряжения напорных гидротехнических сооружений гидроузлов с берегами (сопрягающие Д. ). Безнапорные Д. возводят для направления потока с целью регулирования и выправления русел (см. Регуляционные сооружения); для улучшения условий судоходства и работы водопропускных и водозаборных гидротехнических сооружений (ГЭС, водосливных плотин, отверстий мостов, насосных станций и т. п.). Безнапорные Д. могут быть незатопляемыми и затопляемыми; в зависимости от расположения Д. относительно направления потока их называются продольными или поперечными. Д. строятся обычно из местных материалов (главным образом каменной наброски); небольшие Д. — из земли, хворостяной, фашинной кладки и т. п.

Толковый словарь Кузнецова:

дамба
ДАМБА -ы; ж. [от голл. dam] Гидротехническое сооружение, искусственная насыпь для предохранения местности от затопления, для ограждения водохранилищ и т.п. Земляная д. Строить дамбу в Невской губе.

Горная энциклопедия:

(a. dam, embankment, levee, bund; н. Damm, Deich; ф. dique; и. presa — dique) — сооружение в виде насыпи из грунтовых материалов трапецеидального сечения для регулирования водных потоков, преграждения снежных лавин и т. п.; верх. полотно Д. в ряде случаев используется для прокладки трансп. коммуникаций.
Д. обычно имеют пологий внутр. (co стороны воды) и более крутой наружный откосы; работают без или под напором воды (или гидросмеси). Bозводят Д. при помощи бульдозеров, спец. обвалователей, экскаваторов, средств гидромеханизации и др.
B горн. пром-сти различают технол. Д.: гидроотвалов, хвостохранилищ, заводнённых карьеров, предохранит., руслоотводные, дорожные. Д. гидроотвалов разделяются на Д. первичного обвалования (как правило, насыпные), предназначенные для намыва пород первого яруса отвала, и Д. последующего обвалования (возводимые из намытых или привозных пород), обеспечивающие намыв г. п. последующих ярусов.
Для заводнения карьеров при разработке земснарядами или драгами используют Д. или перемычки, к-рые служат для понижения уровня вод в котлованах драг или землесосных снарядов. Д. предохранительные обеспечивают защиту горн. выработок от экстремального воздействия ливневых зод, снежных лавин и др. природных явлений.
Pуслоотводные, или Д. каналов, предназначены для отвода c терр. карьерных или шахтных полей вод рек, озёр и др. водоёмов или ввода в котлованы драг и земснарядов. Д. дорожные устраивают для проведения ж.-д. или шоссейных дорог на затопляемых паводком речных поймах. Д. последних трёх типов — горнокапитальные. Д. гидроотвала возводятся в процессе гидроотвалообразования; Д. первичного обвалования — обычно из привозных или местных пород.
Для сооружения этих Д. не допускается использование г. п., содержащих св. 5-7% легкорастворимых солей, a также торфа и илистых пород. Качество Д. последующего обвалования, возводимых из намытых пород, обеспечивается наличием в них св. 75% частиц 0,1 мм. Pазмеры Д. определяются классом ответственности Гидроотвалов.
Ю. B. Бубис.

Научно-технический словарь:

ДАМБА, барьер или прибрежная насыпь, которые служат для сдерживания или регулирования течения воды. Дамбы служат для осушения земель на побережье (как издавна делается в Нидерландах), а также для предотвращения наводнений.

Техника. Современная энциклопедия:

дамба
Гидротехническое сооружение, аналогичное по устройству земляной плотине. Различают дамбы: напорные оградительные (ограждающие валы или защитные дамбы), предназначенные для защиты низменностей в долинах крупных рек и морских побережий от затопления, и сопрягающие – для соединения сооружений гидроузла с берегами; безнапорные – для регулирования русел рек. Безнапорные дамбы сооружают для направления потока с целью регулирования и выправления русел, для улучшения условий судоходства и работы водопропускных и водозаборных гидротехнических сооружений (ГЭС, водосливных плотин, отверстий мостов, насосных станций и т. п.). Безнапорные дамбы бывают незатопляемыми и затопляемыми. В зависимости от расположения дамбы относительно направления потока они могут быть продольными или поперечными. Дамбы строят из местных материалов (гл. обр. каменной наброски), а небольшие дамбы – из земли, хворостяной, фашинной кладки и т. п.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

дамба
стар. дам, у Петра I; см. Смирнов 99. Из голл. dam или нж.-нем. damm. Относительно б ср. Лаш, Mnd. Gr. 145 и сл. и лтш. dambis – то же; см. М. – Э. 1, 436.

Грамматический словарь Зализняка:

Дамба, дамбы, дамбы, дамб, дамбе, дамбам, дамбу, дамбы, дамбой, дамбою, дамбами, дамбе, дамбах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Искусственное возвышение в виде вала, большею частью из земли, иногда же из фашин, камня или соединения этих материалов. Д. строятся в низких местах долин, в болотах и руслах рек, а также вдоль морских берегов, для проведения полотна дорог над водою или же для целей гидротехнических (см. Внешние портовые сооружения, Плотины). Высота Д., назначенной для железной или шоссейной дороги, должна быть настолько значительна, чтобы дорожное полотно не затоплялось высокою водою (см. Горизонт воды в реках), причем полотно возвышается над высокими водами не менее 1 м (для русских железных дорог установлено 0,6 саж.). Ширина Д. поверху определяется установленным размером полотна дороги, а для речных и морских Д. — условием устойчивости. Ширина основания Д. зависит от ширины ее гребня, высоты Д. и допускаемой крутизны откосов, смотря по роду материала. Для возведения железнодорожных и шоссейных Д. предпочитают грунт, не удерживающий в себе воду, песчаный, гравелистый; глина же для этой цели не пригодна. Откосам земляных Д. придают уклон одиночный или полуторный, т. е. ширину 1 или 1,5 м на каждый метр высоты. В откосах высоких Д. устраиваются через каждые 2-8 м уступы в виде горизонтальных площадок, так наз. бермы, шириной в 0,5 м, которые увеличивают устойчивость Д. и затрудняют размыв откоса водою. Д. насыпаются слоями в 0,25-0,5 м высоты, причем каждый слой утрамбовывается для большего уплотнения земли. Если грунт, употребляемый на насыпку Д., неудобен для засевания, то откосы дернуются или покрываются слоем растительной земли толщиною 15-20 см, который засевается травою; речные же Д. часто засаживаются кустарником ивовой или другой быстро растущей породы для закрепления поверхности. Откосы Д., подверженные напору текучей воды или ударам волн, замащиваются камнем до горизонта высоких вод. Часто также откосы Д. к стороне воды делаются более пологими сравнительно с противоположным (нагорным) откосом. Для укрепления откосов Д. употребляются также фашины, колья, забитые рядами, плетни из хвороста и т. д. Если Д. строится на болотистой почве, то вода может просачиваться под основанием Д. и способствовать ее разрушению. В таком случае надо предварительно выкопать в болотном грунте ров достаточной глубины и ширины, утрамбовать его глиной и на этом искусственном основании возвести Д. При постройке наших железных дорог в Полесье, искусственные основания для Д. в болотах устраивались из деревянных ростверков. При пересечении дорогами обширных впадин почвы, где сооружение Д. значительной длины и высоты становится невыгодным, их заменяют виадуками (см.). В недавнее время для увеличения устойчивости речных Д. стали делать ядро насыпи из камня или бетона (Д. нового Кротонского водопровода близ Нью-Йорка).
А. Таненбаум.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru