Определение слова «афгани»

Толковый словарь Ефремовой:

афгани нескл. ж.
Денежная единица в Афганистане.

Большая советская энциклопедия:

Афгани
Денежная единица Афганистана. Введена с 1926, взамен кабульской рупии. Делится на 100 пул. По курсу Госбанка СССР (апрель 1970) 100 А. = 2 руб. 01 коп.

Толковый словарь Кузнецова:

афгани
АФГАНИ неизм.; ж. В Афганистане: основная денежная единица; денежный знак этого достоинства.

Словарь нумизмата:

Денежная единица стана, равна 100 пулам. Введена в 1926 г. вместо кабульской рупии.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
афгани, нескл., ж. и с. (ден. ед.)

Толковый словарь Ожегова:

АФГАНИ, нескл., ж. Денежная единица в Афганистане.

Филателистический словарь:

С 1927 ден. единица Афганистана, равная 100 пулам.

Новая философская энциклопедия:

АФГН Мухаммад б. Сафдар Джамл ад-Дн, ал (1839, Асадабад, Афганистан – 9 марта 1897, Стамбул)мусульманский реформатор, идеолог панисламизма. Родился в семье потомков халифа Али. Традиционное образование получил в Кабуле, светское – в Индии. Служил при дворе афганских эмиров. Из-за участия в междоусобной дворцовой борьбе был вынужден покинуть Афганистан и с 1869 попеременно жил в Индии, Египте, Иране, Англии, Франции, Турции.
Опираясь на один из своих излюбленных аятов Корана («Поистине, Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними...» – сура 13, аят 11), ал-Афгн настаивал на необходимости коренной реформы мусульманского общества, которую он полагал должным начать с изменения умонастроений прежде всего среди духовных наставников. Материальное процветание, по его убеждению, напрямую зависит от способности воспользоваться достижениями науки. Сравнивая ученого с пророком, ал-Афгн заявлял, что пророчествотакое же ремесло (син’а), как и медицина, философия, математика и т.д. Различия между ними в том, что пророческая истинаплод вдохновения, а научная – продукт разума. Предписания пророков меняются с изменением времени и условий, научная же истина универсальна. Он утверждал даже, что не все эпохи нуждаются в пророчестве, но «всегда требуется научное руководство, способное вывести человечество из болота обскурантизма и метаний на путь процветания и благосостояния».
Учитывая, что национализм как идеология в принципе противоречит установкам ислама, поскольку отождествляется с «‘асабийа» («любовью ко всему своему»), по преданию, осужденной пророком Мухаммадом, который считал, что она препятствует формированию общины (уммы), не признающей расовых, этнических и прочих различий, а также понимая, что, объединившись, мусульманским народам будет легче противостоять империалистическому натиску, ал-Афгн выступил с панисламистской программой, в которой национальной солидарности противопоставлялась солидарность единоверцев.
Проекты альянса мусульманских стран составлялись ал-Афгн неоднократно. Он апеллировал то к египетскому хедиву, то к суданскому махди, то к иранскому шаху, то, наконец, к турецкому султану. Монархия не была для ал-Афгн политическим идеалом, об этом свидетельствует его деятельность, направленная на установление парламентской демократии в Египте, и признание допустимости свержения власти «несправедливого» монарха. Однако, видя первоочередную задачу в ликвидации чужеземного гнета, он отодвигал вопрос о характере политической власти на второй план. Ал-Афгн искал поддержки не только у восточных монархов, но и у правящих кругов европейских держав, пытаясь сыграть на межимпериалистических противоречиях. Однако ни те, ни другие не были заинтересованы в реализации панисламистских проектов. Ошибочность своих расчетов ал-Афгн осознал лишь незадолго до смерти, признавшись в письме иранскому другу: «Разве не лучше было бы, если бы я посеял семена своих идей в плодородных почвах народной мысли, а не в бесплодных землях королевских дворов? Все растет и расцветает на первых, и все засыхает на вторых». Ал-Афгн оказал огромное влияние на общественное сознание мусульман в 19–20 вв. Панисламизм содействовал пробуждению народов Востока и росту их самосознания. В то же время его идеи нередко используются экстремистскими мусульманскими организациями.
Сочинения:
1. Afghani J. Refutation des matrialistes. P., 1942.
Литература:
1. Степанянц M.T. Мусульманские концепции в философии и политике 19–20 вв. М., 1982;
2. Pakdaman H. Djamal-ed-din Assad Abadi dit Afghani. P., 1969.
M.Т.Степанянц

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

единица

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru