Определение слова «АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ»

Большой энциклопедический словарь:

АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (ок. 295-373) — церковный деятель и богослов, представитель патристики, епископ г. Александрия. В борьбе с арианством разработал мистическое учение о "единосущии" бога-отца и бога-сына, ставшее догматом на 1-м (325) и 2-м (381) Вселенских соборах; защищал независимость церкви от императорской власти.

Большая биографическая энциклопедия:

Афанасий Александрийский
(около 295 — 373), святой, христианский богослов, отец Церкви. Епископ г. Александрия (с 328), большую часть своего правления провёл в изгнании. Главный оппонент арианства, в борьбе с которым разработал мистическое учение о «единосущии» Бога-отца и Бога-сына, ставшее догматом на 1-м (325) и 2-м (381) Вселенских соборах. Защищал независимость Церкви от императорской власти.

Большая советская энциклопедия:

Афанасий Александрийский
(Athanasios)
(около 295 — 2.5.373), церковный деятель и богослов, епископ Александрии с 328. Активный противник арианства (См. Арианство), в борьбе с которым разработал мистическое учение о «единосущности» бога-отца и бога-сына, догматизированное на 1-м (325) и 2-м (381) Вселенских соборах (См. Вселенские соборы) (однако А. А. не является автором приписывавшегося ему «Символа веры»). В качестве идеала религиозной жизни прославлял аскетизм. А. А. — автор «Жития Антония». Опираясь на монашество, отстаивал независимость Александрийской церкви, за что в 335—65 императорами 5 раз низлагался и ссылался.

Советская историческая энциклопедия:

(etanasios) (ок. 295 — 2.V.373) — церк. деятель, с 328 — епископ Александрии. Гл. идейный и практич. противник арианства и защитник символа веры, принятого на Никейском соборе 325. Способствовал сближению клира с монашеством, выработке церк. аскетич. идеала.
=====
Соч.: Vita S. Antonii, в кн.: Р. G., accur. J. P. Migne, t. 26, P., 1857.

Новая философская энциклопедия:

АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, Афанасий Великий ( ) (293, Александрия – 373, там же) – отец и учитель древней Церкви. В период тринитарных споров 4 в. был главным защитником никейской веры в борьбе против арианства [АРИАНСТВО], поддерживаемого императорской властью. Православная церковная догматика обязана ему прояснением своих учений о Троице [ТРОИЦА]и Логосе [ЛОГОС].
В раннем возрасте получил классическое светское образование. Уже в 325 на соборе в Никее полемизировал с арианами как диакон и секретарь александрийского епископа Александра; в 328 становится его преемником на александрийской кафедре. 15 лет провел в изгнании и ссылке вследствие интриг своих противников-ариан. В 356–362 жил в Египте, поддерживая тесный контакт с коптскими монахами. При нем в 362 в Александрии был созван первый после Никейского православный собор. Доктрина Афанасия формировалась в полемике с арианством. В основе его богословия, отдающего приоритет религиозному опыту, а не умозрительной философии, лежит идея принципиального различия Бога и творения, а также догмат «обжения» (малоазийская традиция), образующий ядро сотериологии. В апологетических сочинениях «Слово против язычников» и «Слово о воплощении Бога-Слова» (ок. 318) Афанасий отстаивает преимущество монотеизма и учит о вечном Логосе, через который был сотворен мир и который стал человеком (плотью). Главное догматическое творение «Три слова против ариан» защищает вечное рождение Сына из Отца и тождество их божественной природы (единосущие [ЕДИНОСУЩИЕ]). Афанасий говорит о Христе как об одном Лице, в котором выступают вместе Бог и человек, имеющие две воли. В его письмах «К Серапиону» содержатся высказывания о божественности и единосущии Святого Духа. Пасхальные послания Афанасияценный источник по хронологии и истории формирования канона Священного Писания. Его авторству принадлежит «Житие святого Антония» (ок. 357), явившееся образцом для всей средневековой агиографии.
Сочинения:
1. MPG, т. 25 – 28;
2. в рус. пер.: Творения святого Афанасия Великого, т. 1–4, 2-е изд. Сергиев Посад, 1902–03 (репринт: М., 1994).
Литература:
1. Попов И.В. Религиозный идеал Афанасия Александрийского. Сергиев Посад, 1904;
2. Weigl . Untersuchungen zur Christologie des heiligen Athanasius. 1914;
3.  Hauret Ch. Comment le «Dfenseur de Nice» a-t-il compris le dogme de Nice? Bruges, 1936.
A.В.Михайловский

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2018