Определение слова «АФАНАСИЙ»

Большой энциклопедический словарь:

АФАНАСИЙ (? — ум. после 1568) — русский митрополит в 1564-66. Духовник Ивана Грозного и протопоп Благовещенского собора. Номинальный
Глава русского правительства при введении опричнины.
АФАНАСИЙ (в миру Кондоиди Анастасий) (ум. 1737) — епископ Суздальский, по происхождению грек; справщик славянского перевода Библии.
АФАНАСИЙ (в миру Андрей) ВысоцкийСерпуховской, Старший (ум. после 1401) — ученик преподобного Сергия Радонежского, основавший (1374) вместе с ним монастырь Зачатия Пресвятой Богородицы у г. Серпухов на высоком берегу реки Нара (отсюда его название Высоцкий) и ставший его первым игуменом; в 1387 году удалился в Константинополь, где провел остаток жизни, переводя с греческого языка и переписывая церковные книги, отправляемые затем в Высоцкий монастырь (именно таким путем попал на Русь Иерусалимский устав, широко распространившийся затем под названием "Око церковное"). Память в Православной церкви 6 (19) июля (собор Радонежских святых) и 12 (25) сентября.
АФАНАСИЙ (в миру Любимов Алексей Артемьевич) (1641-1702) — первый архиепископ Холмогорский (1682) — автор сочинений против старообрядцев "Цвет духовный" и "Щит веры", а также толкования на первую главу книги Бытия "Шестоднев".

Большая биографическая энциклопедия:

Афанасий
(? — умер после 1568), митрополит Всея Руси в 1564—66. Духовник Ивана IV Грозного. В 1549—50 протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле. В период опричнины неоднократно «печаловался» царю за подвергшихся опале.

Афанасий
(в миру Алексей Артемьевич Любимов) (1641—1702), первый архиепископ Холмогорский с 1682. Автор многочисленных полемических сочинений против старообрядцев: «Цвет духовный» (1682), «Книга о пресуществлении» (1688) и др.

Словарь по культурологии:

Александрийский (295, Александрия, — 373), греческий богослов, представитель патристики, один из главных защитников никейской ортодоксии и непримиримый враг арианства. В качестве дьякона принимал участие в Никейском соборе; с 328 г. — митрополит Александрийский. 5 раз был сослан проариански настроенными императорами. Автор ряда апологетических («Против язычников», «О воплощении Слова»), догматико-полемических (3 речи «Против ариан», «Апология против ариан» и др.), историк-полемических («История ариан», «Апология своего бегства» и др.), экзегетических и аскетических («Жизнь св. Антония») сочинений, посланий и проповедей. Умозрению философских школ А. резко противопоставил идеал подвижника (Антония) который осуществляет на деле ту победу духа над телом, о которой философы думали и говорили. Какими бы резкими ни были отзывы А. о греческой философии, он не мог и не пытался обойтись без ее понятийного аппарата; особенно очевидна его зависимость от среднего платонизма (что вообще обычно для патристики). Однако его собственная мысль строго подчинена идеям христианской доктрины о спасении; для того, чтобы искупление было реальным, необходимо мыслить полноту Божества воплотившегося Логоса предвечной и единосущной Отцу. В связи с этим А. развивает теорию «обожения»: положение А. «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» характерно для магистральной традиции христианской сотериологии.
Сергей Аверинцев.София-Логос. Словарь

Советская историческая энциклопедия:

(до принятия монашества — Андрей; ум. после 1568) — моск. митрополит в 1564-66; ученик Макария. В годы правления Избранной рады, был близок к Ивану IV и пр-ву. Был протопопом Благовещенского собора; духовник Ивана Грозного. В 1562 пострижен в монахи. В 1564 получил от Ивана IV жалованную грамоту, предоставляющую владениям митрополичьей кафедры широкие податные и суд. привилегии. После отъезда Ивана IV из Москвы в Александрову слободу в дек. 1564 и учреждения опричнины временно все управление гос-вом было в руках А. В мае 1566 якобы по болезни оставил митрополию и жил в Чудовом монастыре. А. является составителем "Степенной книги".

Словарь личных имен:

Я, муж.; разг. Афанас, -а; прост. к Апанас, -а.
Отч.: Афанасиевич, Афанасиевна и Афанасьевич, Афанасьевна; разг. Афанасьич.
Производные: Афанасьюшка; Афанася (Афанаса); Фаня; Нася; Афоня; Фоня; Афося; Фося; Фоша; Апанаска; Панаса.
Происхождение: (От греч. athanasia — бессмертие.)
Именины: 17 янв., 20 янв., 26 янв., 31 янв., 13 февр., 28 февр., 7 марта, 21 марта, 22 марта, 3 мая, 6 мая, 15 мая, 17 мая, 30 мая, 5 июня, 16 июня, 3 июля, 18 июля, 31 июля, 2 авг., 6 авг., 4 сент., 10 сент., 12 сент., 17 сент., 22 сент., 25 сент., 8 окт., 11 окт., 6 нояб., 8 нояб., 11 нояб., 20 нояб., 25 нояб., 9 дек., 15 дек.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Афанасий, муж. имя (Афанасиевич, Афанасиевна и Афанасьевич, Афанасьевна)

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

имя
пиво

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru