Определение слова «ЯНУС»

Толковый словарь Ефремовой:

1.
янус м.
Двуличный человек, который ради конъюнктурных целей изменяет свою позицию или точку зрения на прямо противоположную.
2.
Янус
I м.
Божество времени, всякого начала и конца, входа и выхода, двумя своими лицами — старым и молодым — обращёнными в прошлое и в настоящее (в древнеримской мифологии).
II м.
Спутник планеты Сатурн.

Толковый словарь Ушакова:

Я́НУС. В выражении: двуликий Янус — см. двуликий.

Большой энциклопедический словарь:

ЯНУС — спутник Сатурна, открыт О. Дольфюсом (A. Dollfus, Франция, 1966). Расстояние от Сатурна 151,5 тыс. км, диаметр ок. 220 км, сидерический период обращения ок. 16,7 ч.
ЯНУС — в римской мифологии божество дверей, входа и выхода, затем — всякого начала. Изображался с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое — в будущее). В переносном смысле — "двуликий Янус" — лицемерный человек.

Большой словарь иностранных слов:

[лат. Janus] – 1) в древнеримской мифологии – божество времени, всякого начала и конца; изображалось с двумя лицами, обращёнными в противоположные стороны; 2) * двуличный человек

Советская историческая энциклопедия:

(лат. Janus, от janus — крытый проход и janua — дверь) — в др.-римской религии и мифологии первоначально бог света и солнца, открывающий небесные ворота, позднее бог входов и выходов, дверей, затем божество всех начал. Все двери, ворота, переходы посвящались Я., он считался покровителем дорог и путешественников. В Риме было неск. храмов Я., самый известный — на Форуме, во время мира его ворота были закрыты, при объявлении войны они открывались. Я. считался также божеством времени; по реформе календаря Юлия Цезаря месяц, посвященный Я. (januarius — январь), начинал год. Я. изображался с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое — в будущее), на нек-рых этрусских изображениях у Я. четыре лика. В переносном смысле употребляется выражение "двуликий Янус", т. е. лицемерный, двуличный человек.

Мифологическая энциклопедия:

(Janus, Janus Pater, от ianua, «двери», «ворота»)
в римской мифологии бог входов и выходов, дверей (эпитеты: «отпирающий» и «запирающий») и всякого начала (первого месяца года, первого дня всякого месяца, начала жизни человека, Serv. Verg. Aen. I 292). При обращении к богам имя Я. призывалось первым. Он считался первым царем Лация, жившим на Яникуле, научившим людей кораблестроению, возделыванию земли и выращиванию овощей. Он принял у себя Сатурна и разделил с ним власть. Его праздник — агонии справлялся 9 января в жилище царя-регии (Ovid. Fast. I 318), а жрецом его был заменявший царя «царь священнодействий» (rex sacrorum), возглавлявший иерархию римских жрецов. Я. изображался с ключами, 365 пальцами по числу дней в году, который он начинал, и с двумя смотрящими в разные стороны лицами, откуда его эпитет «двойной» (Geminus). Так же называлась и посвященная Я. царем Пумой Помпилием двойная арка на форуме, крытая бронзой и опиравшаяся на колонны, образуя ворота, которые должны были отпираться во время войны и запираться во время мира (Liv. I 19, 2). Я. считался также богом договоров, союзов (напр., союза Ромула с Титом Тацием). Его двуликость объясняли тем, что двери ведут и внутрь, и вовне дома (Ovid. Fast. I 135), а также тем, что он знает и прошлое, и будущее (Macrob. Sat. I 9, 7). В песне салиев Я. именовался «богом богов» и «добрым создателем» (I 9, 14-18). Впоследствии он трактовался как «мир» — mundus (Serv. Verg. Aen. VII 610; Macrob. Sat. I 7, 18-28), как первобытный хаос, из которого возник упорядоченный космос, а сам он при этом из бесформенного шара превратился в бога и стал блюстителем порядка, мира, вращающим его ось (Ovid. Fast. I 104 след.). Возможно, что то были отголоски некогда существовавшего мифа о Я. как творце мира. В пользу этого предположения свидетельствует древность песни салиев, высокое положение жреца Я. и то обстоятельство, что у других народов имелись древнейшие двуликие боги неба, мыслившегося как металлический свод, подобный арке Я. Об этом же говорит связь Я. с Квирином; Я.-Квирину якобы воздвиг храм Нума Помпилий, он же призывался фециалами при объявлении войны (Liv. I 32, 12), что могло знаменовать не только связь мира и войны, но и космического и земного порядка, олицетворенного в римской общине. Культ Я. в массах распространения не получил (что тоже обычно для древнейших космических богов-демиургов). Е. М. Штаерман.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Янус, -а: двуликий Янус

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru