Определение слова «Воронич»

Словарь русских фамилий:

Отчество от нецерковного мужского личного имени Ворон. В написании с этим смешалось и отчество от нецерковного мужского личного имени Вороной (хотя в документе 1551г. — михайло иванов сын вороного). Подобно тому как от Живой, Дурной, кроме фамилий в форме родительного падежа Живаго, Дурново, возникли и фамилии в форме краткого притяжательного прилагательного Живов, Дурнов, так закономерна и фамилия Воронов, но ударение орфографически не отмечалось и фамилия в употреблении слилась с Воронов. (Н) Вороняй, очевидно, тоже что вороной — черный. Воронко — ласкательная форма этого имени (Воронков, Воронкин). Ворончиха — жена Ворона. Воронич, Воронович. Фамилии на -ич характерны для украинского и белорусского языков. В «Ономастиконе» Веселовского отмечаются: Ворон, Вороновы — очень распространено в XV-XVII вв.; Воронко Федор Андреевич Салтыков, первая половина XVI в. См так же Воронин

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Ян-Павел) — польский писатель; родился на Волыни в 1757 г.; учился в Остроге у иезуитов и рано поступил в их орден; четырнадцатилетним юношей он уже был учителем пиитики в иезуитских школах, но после упразднения ордена занимал место настоятеля разных приходов. Во время существования герцогства Варшавского В. был членом государственного совета; в 1815 г. был назначен императором Александром I на епископскую кафедру в Кракове; в 1827 г. сделан варшавским архиепископом и примасом Царства Польского; получив этот сан, он короновал в этом же году в Варшаве императора Николая польской короной и вскоре за тем скончался в Вене.
Воронич прожил весьма важную эпоху в жизни польского народа: он собственными глазами видел политическое его падение, восстание Костюшко, наполеоновские походы и восстановление Царства Польского под русским скипетром; все эти события глубоко его потрясли; он старался себе выяснить причины катастрофы и найти возможный исход. Он слишком любил прошедшее Польши, чтобы во внутреннем ее устройстве найти разлад и недостатки; поэтому единственную причину потери политической самостоятельности он видел в чужестранном вмешательстве, особенно же в коварстве и интригах Пруссии, преемницы политики Тевтонского ордена. С другой стороны, он не верил, чтобы можно было возвратиться когда-нибудь к прежнему положению. И вот на месте сепаративной Польши предстал перед умственным взором В. более широкий горизонт — картина всего славянства. Таким образом В., не переставая быть горячим патриотом-поляком, стал вместе с тем панславистом и указал дальнейший путь Коллару и другим панславистским поэтам. Все эти взгляды В. нашли себе выражение в стихотворных его произведениях: в одних из них он возвращается мыслью к легендарному прародителю сарматов-славян ("Assarmot"), который дает заветы своему племени; в другом он описывает основание славянско-польского государства баснословным Лехом ("Lech"), который селится между северными славянами в качестве не завоевателя, а брата. Цельнее всего идеи В. отразились в обширной его поэме "Sybilla", в которой он рисует поэтическую картину польской истории. Произведения В. имели мало успеха. Это происходит оттого, что у В., как это заметил Спасович, форма не соответствует новизне содержания. В. не только не создал свежей формы, не только не был предтечей романтизма, но он не мог отделаться от отживших уже форм псевдоклассицизма; и эта псевдоклассическая форма, в то время когда польская публика привыкала уже к музыкальному размеру баллад и романсов, и была причиной того, что сравнительно немногие читали В. Сочинения были изданы три раза: "Poezje" (Краков, 1832); "Pisma" (Краков, 1832-33, в 6 т.) и "Dziea" (Лейпциг, 1835, в 3 т.). Из прозаических сочинений В. особенно замечательны его проповеди, отчасти похожие на проповеди Скарги, поклонником которого В. оставался всю свою жизнь. Он умел изменять свой язык и слог сообразно обстоятельствам и иначе говорил в деревенской церкви толпе крестьян, иначе с богатой кафедры перед интеллигенцией; особенно замечательны его речи по поводу открытия сеймов герцогства Варшавского, похорон князя Иосифа Понятовского (1817), Костюшко (1818), князя Адама Чарторыжского (1823) и императора Александра I. Все его проповеди помещены во втором и третьем издании его сочинений.
И. Л.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru