Определение слова «Витраж»

Большой энциклопедический словарь:

ВИТРАЖ (франц. vitrage, от лат. vitrum — стекло) — орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Цветные витражи в окнах (напр., в готических соборах) создают игру окрашенного света в интерьере.

Архитектурный словарь:

а) тип окна;
б) живописное изображение из кусков разноцветного стекла в ажурном окне средневековых и более поздних храмов; самый ранний дошедший до нас образец — пять окон Аугсбургского собора в Южной Германии (ок. 1125 г.).
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
* * *
1. Заполнение проема орнаментальной или сюжетной композицией из разноцветных стекол.
2. Застекление обширной поверхности, разделенное малозаметными переплетами.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
* * *
(лат. vitrum — стекло; фр. vitrage — застекление) сюжетная или декоративная композиция, выполненная из кусков стекла, скреплённых свинцовым переплётом. Витраж вставляется в проём окна, двери или в самостоятельную раму. Получил распространение в романской и, особенно, в готической архитектуре. Позднее возникла живопись по стеклу. В современной архитектуре словом витраж обозначается также обширное остекление фасада из крупного стекла обычно в металлическом переплёте. Витраж Исаакиевского собора является одним из крупнейших в мире, площадь его составляет 28,5 кв.м. На фасаде Театра комедии на Невском пр., 56 (арх. Г.В. Барановский) — роспись по стеклу.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Большая советская энциклопедия:

Витраж
(франц. vitrage, от лат. vitrum — стекло)
орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. В строительной практике В. также называется сплошное остекление фасада или его значительной части. Цветные В., заполняющие оконные проёмы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Судя по фрагментам плоского цветного стекла, найденным в Бени-Хасане (ОАР) и Риме, простейшие В. существовали в Древнем Египте со 2-го тыс. до н. э., а в Древнем Риме — с 1 в. н. э. В раннехристианских базиликах Рима (Санта-Сабина, около 430) и Равенны (Сант-Аполлинаре ин Классе, 549) заполнением оконных рам служили алебастр и селенит, которые приглушали в интерьере яркий дневной свет и создавали своеобразный декоративный эффект благодаря игравшему в полумраке прихотливому узору естественных прожилок. В 10—12 вв. в романских храмах Франции (собор Нотр-Дам в Шартре до перестройки в 1260; базилика аббатства Клюни, 11 в., не сохранилась) и Германии (собор в Аугсбурге, В. начала 12 в.) появились сюжетные В. из кусков цветного (красного и синего) стекла, вырезанных по контуру изображений и скреплённых свинцовыми полосками. Каждая из торжественно застылых фигур святых («Пророки» собора в Аугсбурге) заполняла оконный проём. Проникавший сквозь В. окрашенный свет наполнял интерьер атмосферой таинственности. Это впечатление стало особенно ощутимым в готических храмах с их огромной высотой, простором, колоссальными окнами. В эпоху готики техника В. остаётся той же, что и в романскую, но обогащается цветовой набор стёкол, усложняются сюжеты, наряду с религиозными сценами появляются бытовые, изображающие труд ремесленников (собор в Шартре, после 1260). Цветное стекло дополняется бесцветным, вставки которого создают эффект иррационального пространственного фона (Собор Парижской богоматери, В. 13—14 вв., реставрированы в 19 в.), детали порой выполняются росписью. В 14—15 вв. искусство В. получает развитие в Англии (В. Вестминстерского аббатства в Лондоне, собора в Уэлсе и др.), где готические традиции удерживались вплоть до 18 в., а также в ряде других стран (Швейцарии, Италии, Польше). Но постепенно в В. всё большую роль начинает играть роспись, он утрачивает специфическую для средневековья В. плоскостность, формы дробятся, мельчают. В эпоху Возрождения эскизы и картоны для В. выполняют такие выдающиеся художники, как Л. Гиберти, Уччелло, Донателло в Италии, А. Дюрер в Германии, но они мыслят В. чаще всего как живопись на стекле. В 16 в. для украшения жилища применяют «кабинетные» В. — однотонные со светскими сюжетами. В эпохи барокко и классицизма В. почти совсем исчезает из интерьера, вырождаясь в настенные картинки на стекле. Пробудившийся во 2-й половине 19 в. интерес к готике вызвал попытки возродить искусство В., но всё свелось к стилизациям, не имевшим большого художественного значения. Стремление к подчёркнутой эмоциональной выразительности интерьера порождает В. эпохи «Модерна» («Рыцарь» М. А. Врубеля, Третьяковская галерея). По-новому подошли к В. художники 20 в. (Ф. Леже, А. Матисс), которые включали свои композиции в единую систему декорировки интерьера, отводя им роль острых по ритму и насыщенных по цвету основных акцентов. С середины 1950-х гг. получили развитие В.-перегородки, используемые как защита от ветра перед входом в здание, и В.-панно с подсветом. Современные В. составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой. Применяют бесцветное и цветное стекло. На бесцветное стекло наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Всё чаще создают В. из монолитных стекол с росписью спекающимися красками, трёхслойные из органического стекла (См. Органическое стекло), В. из толстого колотого стекла и цветных зеркал, монтируемых на цементе или железобетоне. Декоративную обработку стекла для В. ведут пескоструйным способом, цветным травлением, отливкой и прессованием. Это позволяет выявлять богатые художественные возможности стекла, его материальность, способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, ноздреватым, искрящимся. В. приобретают перспективную глубину, пространственные планы. Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразительные композиции. Советские художники А. В. Стошкус («Земля-мать», 1960—61, Галерея витража и скульптуры, Каунас), К. И. Моркунас, Л. Г. Полищук и другие создают В., посвящённые большим и волнующим явлениям жизни.
Лит.: Минухин Е., Витражи, Рига, 1959; Aubert М., Le vitrail en France, P., 1947; Wentzel Н., Meisterwerke der Glasmalerei, B., 1951; Drake W. J., A dictionary of glasspainters and «glaysers» of the tenth to the eighteenth centuries, N. Y., 1955; Knapp O., Architektur- und Bauglas in Vergangenheit und Gegenwart, Halle (Saale), 1958, 2. Ausg., В., 1962.
И. М. Глозман.

«Вознесение». Около 1145. Фрагмент. Собор в Ле-Мане. Франция.

Л. Г. Полищук и С. И. Щербина. Витраж в здании Института автоматики и телемеханики в Москве. 1968. Фрагмент.

Словарь по культурологии:

Сделанная из кусочков цветного стекла (или другого прозрачного материала) декоративная плоскость, закрывающая окна, части дверей и т.п.; особенно часто использовался в романской и готической архитектуре.

Большой словарь иностранных слов:

Витража, м. [фр. vitrage]. Орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или другого материала, пропускающего свет.

Этимологический словарь Крылова:

Заимствование из французского, где vitrage образовано от vitrer – "вставлять стекла", произведенного от vitre – "оконное стекло". См. витрина.

Толковый словарь Кузнецова:

витраж
ВИТРАЖ -а и -а; м. [франц. vitrage] Картина или орнаментальная композиция из цветных стёкол (в окнах и дверях или как самостоятельное декоративное панно).
Витражный, -ая, -ое. В-ое стекло.

Малый академический словарь:

витраж
-а и -а, м.
Картина или узор из цветных стекол (в окнах, дверях и т. п.).
Лучи январского солнца пронизывали цветные стекла витражей. Никулин, России верные сыны.
[франц. vitrage]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
витраж, -а и -а, тв. -ом и -ем

Толковый словарь Ожегова:

ВИТРАЖ, а, м. Картина или узор из цветного стекла (в окнах, дверях).
| прил. витражный, ая, ое.

Научно-технический словарь:

ВИТРАЖ, цветное СТЕКЛО, используемое для украшения окон. Встречаются, главным образом, в церквях. Самый старый из сохранившихся образцов витражей находится в соборе г. Аугсбурга, в Германии и датируется приблизительно 1100 г. Витражи делаются из стекла, в которое при его производстве добавляют окрашивающие металлические оксиды. Получившиеся листы цветного стекла нарезаются на небольшие кусочки необходимой формы, из которых потом выкладывают задуманный узор или картину. Эти кусочки соединяются и держатся гибкими полосками свинца, которые образуют темные выразительные контуры. Детали рисуются на поверхностях стекла ЭМАЛЬЮ и подвергаются тепловой обработке. Другие методы изготовления витражей включают применение цветных покрытий на прозрачном стекле. Сложные изображения могут быть выгравированы на поверхности. В современных витражах кусочки стекла иногда соединяются не свинцовыми полосками, а клейким веществом.

Грамматический словарь Зализняка:

Витраж, витражи, витража, витражей, витражу, витражам, витраж, витражи, витражом, витражами, витраже, витражах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru