Определение слова «ВЕРЕЩАГИН»

Большая советская энциклопедия:

I
Верещагин
Василий Васильевич [14(26).10.1842, Череповец Новгородской губернии, — 31.3(13.4).1904, Порт-Артур, погиб при взрыве броненосца «Петропавловск»], русский живописец-баталист. Учился в петербургской АХ (1860—63) у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера, А. Е. Бейдемана, а также в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864—1865). Много путешествовал по России и странам Западной Европы, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. Участвовал в завоевании Средней Азии, в русско-турецкой (1877—78) и русско-японской (1904—05) войнах. Свои картины В. писал, главным образом, на основе зарисовок и этюдов с натуры, выполненных во время событий, участником которых был он сам, либо во время путешествий. Стремясь наиболее полно отобразить исторические события, В. объединял свои картины в тематические серии [«Туркестанская» серия (1871—74), «Балканская» серия (1877—78 и 1880-е гг.), серия на тему Отечественной войны 1812 (1887—1904) и др.]. По демократической направленности своего творчества В. был близок к передвижникам (См. Передвижники). В его работах впервые в русском батальном жанре романтическое изображение военной схватки уступило место философски глубоким размышлениям о войне, в результате чего в трактовке В. батальный жанр превратился в батально-исторический. Отказавшись от ложной героизации, условности и парадности академической батальной живописи, В. с глубоким драматизмом показывал жестокие и кровавые будни войны, несущей неисчислимые страдания народам [«После неудачи (Побежденные)», 1868, Русский музей, Ленинград; «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», 1881, Третьяковская галерея]. Ради того, чтобы увидеть и правдиво запечатлеть самую неприкрашенную картину войны, В. неоднократно шёл на опасные боевые операции. Однако художник не понимал истинной, социальной природы войны. Не зная верных методов борьбы с ней, В. порой обличал её с позиций пацифизма. Но в своих лучших произведениях он с демократических позиций подверг резкой критике захватнические войны. Огромной заслугой В. является то, что он впервые в истории батальной живописи показал в своих полных патриотического пафоса картинах солдат как главную силу военных событий, солдатские мужество и тяжёлый труд (триптих «На Шипке всё спокойно!», 1878—79, местонахождение неизвестно). Выступая против завоевательных войн («Апофеоз войны», 1871—72, Третьяковская галерея), обличая феодальное варварство, религиозный фанатизм («Торжествуют», 1872, там же), колониализм («Подавление индийского восстания англичанами», около 1884), В. показывал и мужество, и нравственную силу народа, сражающегося с захватчиками (картина из серии об Отечественной войне 1812 «Не замай — дай подойти!», 1887—95, Исторический музей, Москва). В. много работал в области этнографически-бытовой и пейзажной живописи («Всадник-воин в Джайпуре», после 1874—76, Третьяковская галерея; «Зырянин», 1893—94, Русский музей; «В горах Алатау», 1869—70, «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», 1874—76, — обе в Третьяковской галерее). В произведениях В. документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, яркой красочностью живописных решений. Условные приёмы академической живописи, постепенно преодолевавшиеся В. на протяжении творческого пути, уступали место поискам правдивого изображения предметного мира в условиях естественной световоздушной среды.
Стремясь пропагандировать своими произведениями антимилитаристские идеи, В. устраивал выставки своих картин в городах Европы и Америки. В. выступал и как писатель-публицист. Творчество В., встретившее горячее одобрение мировой демократической общественности, подвергалось постоянным нападкам со стороны реакционных кругов России и др. стран.
Соч.: На войне в Азии и Европе. Воспоминания, М., 1894; Переписка В. В. Верещагина и В. В. Стасова, М., 1950.
Лит.: Лебедев А. К., В. В. Верещагин, М., 1958 (в кн. перечень лит. работ В. и его произв., хранящихся в музеях СССР, а также подробная библ.).
В. М. Датунов.

В. В. Верещагин.

В. В. Верещагин. «На большой дороге. Отступление, бегство…». 1887—95. Исторический музей. Москва.

В. В. Верещагин. «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной». 1881. Третьяковская галерея. Москва.
II
Верещагин
Глеб Юрьевич [2(14).4.1889, с. Гостеевка, ныне Тамбовской области, — 5.2.1944, поселок Листвянка Иркутской области], советский гидробиолог, озеровед, доктор географических наук, профессор. Окончил Варшавский университет (1913). С 1914 работал в Зоологическом музее Петербургской АН. С 1925 руководил Байкальской экспедицией АН СССР; в 1930—1944 директор Байкальской лимнологической станции. Основные работы по планктону и пресноводным ракообразным, ледовому режиму Байкала, динамике и морфологии его берегов, а также влиянию на рыбное хозяйство подъёма уровня озера в связи с проектировавшимися ГЭС. Предложил теорию морского происхождения байкальской эндемичной фауны и флоры.
Соч.: Происхождение и история Байкала, его фауны и флоры, «Тр. Байкальской лимнологической станции», 1940, т. 10; Байкал, М., 1949.
Лит.: Обручев В. А., Талпев Д. Н., Глеб Юрьевич Верещагин, «Изв. АН СССР. Серия геологическая», 1945, № 1.
III
Верещагин
Леонид Федорович [р. 16(29).4.1909, Херсон], советский физик, академик АН СССР (1966; член-корреспондент 1960), Герой Социалистического Труда (1963). В 1934—39 работал в Украинском Физико-техническом институте в Харькове, в 1939—54 заведующий лабораторией в институте органической химии АН СССР. С 1954 директор Лаборатории высоких давлений АН СССР (с 1958 — институт физики высоких давлений АН СССР). Профессор МГУ (с 1953). Основные труды по проблемам сверхвысоких давлений (опубликовал более 150 работ). Исследовал физические свойства твёрдых тел при высоких давлениях (их физико-механические свойства, структуру, электропроводность и др.). Разработал методы измерений физических величин (деформаций, скорости звука и др.) при высоких давлениях. В 1960 под руководством В. впервые в СССР синтезированы искусственные алмазы. Ленинская премия (1961) и Государственная премия СССР (1952). Награжден 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Л. Ф. Верещагин.
IV
Верещагин
Федор Григорьевич [р. 4(17).5.1910, Николаев], советский режиссёр, народный артист СССР (1977). Член КПСС с 1954. В 1941 окончил режиссёрский факультет Киевского института театрального искусства. В 1941—43 начальник и художественный руководитель фронтового красноармейского театра, с 1948 главный режиссёр (с 1955 и директор) Винницкого музыкально-драматического театра им. Н. К. Садовского. Одним из первых осуществил постановку пьес Н. Я. Зарудного — «Весёлка» (1958), «Мёртвый бог» (1959); И. Ф. Стаднюка — «Люди не ангелы» (1967) и др. Среди постановок: «Сон князя Святослава» Франко (1954), «Кавказский меловой круг» Брехта (1974). Награжден орденом Ленина и медалями.

Словарь русских фамилий:

Верещага болтун, говорун, тот, кто без умолку верещит. Очень распространенное древнерусское нецерковное имя. (Ф) Верещака — омлет, глазунья. Верещака, Верещако — украинские фамилии.(У) В «Ономастиконе» Веселовского: «Верещага Блеклого, конец XV в., Углич; Верещага, крестьянин, 1510 г., Новгород; Никита Басенок Верещагин, дьяк царя Ивана, 1551 г.; несколько Верещагиных в XVI в. на поместьях в Ярославле. Верещага — 1) крикливый болтун, брюзга, сваливый человек; 2) яичница-глазунья на сковороде.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru