Определение слова «вече»

Толковый словарь Ефремовой:

вече
I ср.
1. Народное собрание на городской площади как высший орган власти (на Руси X — XIV вв., а в Новгороде, Пскове и на Вятской земле — до начала XVI в.).
2. Шумное многолюдное собрание (обычно с оттенком иронии).
II ср.
Название палат парламента и ряда органов управления (в некоторых государствах).

Толковый словарь Ушакова:

ВЕ́ЧЕ, веча, ср. (·ист. ). Собрание горожан в древней Руси для обсуждения государственных и общественных дел.
| Место, где собирается вече.

Большой энциклопедический словарь:

ВЕЧЕ — народное собрание в древней и средневековой Руси в 10-14 вв. Наибольшее развитие — в русских городах 2-й пол. 11-12 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т. д. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранялось до кон. 15 — нач. 16 вв.

Большая советская энциклопедия:

I
Вече (общеславянское; от старославянского вет — совет)
народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. С образованием древнерусского государства (см. Киевская Русь) феодальная знать использовала В. для ограничения власти князя. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княжеской власти в период феодальной раздробленности (2-я половина 11—12 вв.). В летописи В. впервые упоминается в Белгороде под 997, в Новгороде Великом — под 1016, Киеве — под 1068. В. ведало вопросами войны и мира, призвания и изгнания князей, выборами и смещением посадников, тысяцких и др., а в Новгороде также архиепископа, заключением договоров с др. землями и княжествами, принятием законов (например, Новгородская и Псковская судные грамоты). Вечевые собрания созывались обычно по звону вечевого колокола по инициативе представителей власти или самого населения, они не имели определённой периодичности. В начале вечевой грамоты, принимаемой на В., ставились имена архиепископа, посадника, тысяцкого, затем шла речь о В.: «и бояре, и житьи люде, и купце, и черные люде, и весь господин государь великий Новгород, вся пять концев, на веце, на Ярославе Дворе, повелеваша... ». В. имело постоянное место сбора (в Новгороде — Ярославово дворище, в Киеве — двор храма Софии, в Пскове — двор храма Троицы). Кроме того, собирались В. отдельных частей крупных городов (например, «кончанские» В. в Новгороде). В. не было подлинным народовластием, фактически власть принадлежала феодальным и городским верхам; однако оно предоставляло народным массам определенную возможность воздействовать на политическую жизнь. Феодальная знать поэтому стремилась уменьшить значение В., а княжеская власть добивалась полного упразднения вечевых порядков. В Новгороде существовал особый «совет господ», в который входила феодальная знать и которому принадлежала фактическая власть в городе. В Северо-Восточной Руси, где города были ослаблены монголо-татарским вторжением, укреплявшаяся великокняжеская власть уже к концу 14 в. ликвидировала вечевые учреждения. Однако во время обострения классовой борьбы народные собрания в городах неоднократно принимали форму В. (восстания в Твери в 1293 и 1327, в Москве в 1382, 1445 и 1547, и др.). Дольше всего вечевой строй удерживался в Новгородской (до 1478) и Псковской (до 1510) феодальных республиках, где он достиг наибольшего развития, а также в Вятской земле.
Лит.: Сергеевич В. И., Вече и князь, М.,1867; Греков Б. Д.. Киевская Русь, М., 1953 (историографический обзор и библ. на с. 353—58); Тихомиров М. Н., Древнерусские города, 2 изд., М., 1956; Янин В. Л., Новгородские посадники, М., 1962; Епифанов П. П. О древнерусском вече, «Вестник МГУ, Серия 9, История», 1963, № 3; Пашуто В. Т., Черты политического строя Древней Руси, в кн.: Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965.
А. В. Арциховский, А. М. Сахаров.
II
Вече
наименование палат представительных органов Югославии — скупщин (См. Скупщина). Различаются общеполитические В. скупщин, представляющие всё население, и В. трудовых содружеств, представляющие граждан, работающих на производстве или в учреждениях и организациях. В общинных скупщинах имеется два В. — общинное и трудовых содружеств, а в краевых, республиканских и Союзной скупщинах — по два общеполитических В., совместно решающих вопросы, и по три специализированных В. трудовых содружеств (хозяйственное, социально-здравоохранительное, культурно-просветительное), участвующих в решении вопросов, входящих в компетенцию скупщины лишь в соответствии со своей специализацией. В союзной скупщине имеется также В. национальностей, представляющее республики и автономные края. Одно из общеполитических В. (а в союзной скупщине — В. национальностей) занимает ведущее положение, участвуя в решении всех вопросов, рассматриваемых скупщиной, второе считается представительством общин, В. национальностей является представительством республик и автономных краев. См. также Югославия, раздел Государственный строй.

Толковый словарь Даля:

вече
ВЕЧЕ или вечье, ср. стар. (вещать? завет?) народное собрание, совещание, мирская сходка. На одном вече, да не одне речи. Большое вече, общее, законное, порядочное, при посаднике, тысяцком и пр.; малое или вечье, частная сходка и совещание, нередко самовольное, заугольное, крамольное; или созванное на сенях у князя, у владыки, гласный, открытый суд. Вечевать, стоять, быть на вече, совещаться. Вечеванье, действ. по глаг. || Площадь сборная, место сходки; || колокольный звон для созыва сходки и сама башня, колокольня, вежа или вечь ж. Стать вечем, сойтись на сходку. Вечье вологодск. поныне знач. набат, тревога, сполох; не так давно еще в Урал. каз. войске жил обычай этот, но там вечевой звон звали сполохом, а сходку войсковым кругом. Вечевой, вечный, относящийся к вечу. Вечный дьяк, вечевой секретарь; письмовод. Вечная грамота, заключение веча. Вечник м. член веча, мирянин с голосом на сходке; депутат, представитель, выборный. Вечь? ж. арх. речь, причитанье? сходка?

Также см. вечать

Советская историческая энциклопедия:

(от "вещать" — говорить) — нар. собрание в древней и ср.-век. Руси для обсуждения и решения важных общих дел. Возникло из племенных собраний славян. С образованием др.-рус. гос-ва (см. Киевская Русь) феод. знать ограничивала при помощи В. власть князя в своих интересах. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княж. власти в период феод. раздробленности (2-я пол. 11 — 12 вв.), став формой управления во мн. городах — центрах отд. земель. Расцвет деятельности В. связан с усилением роли горожан в политич. жизни. В летописи В. впервые упоминается в Белгороде под 997; в Новгороде Великом — под 1016, Киеве — 1068, во Владимире-Волынском — 1097, в Звенигороде — 1147, в Ростове — 1157, в Суздале — 1157, во Владимире на Клязьме — 1157, в Полоцке — 1159, в Переяславле — 1175, в Рязани — 1177, в Смоленске — 1185.
=====
Ведению В. подлежали вопросы войны и мира, призвания и изгнания князей, выборы и смещение представителей адм., суд. и воен. управления (посадников, тысяцких и др., а в Новгороде также архиепископа), заключение договоров с др. землями и кн-вами, наделение землей и привилегиями, принятие законов (напр., Новгородская и Псковская судные грамоты). Суд. и адм. вопросы, как правило, не входили в компетенцию В. Вечевые собрания созывались обычно по звону вечевого колокола по инициативе представителей власти или самого населения, они не имели определ. периодичности. Решения принимались без голосования, путем одобрения того или иного предложения всеми присутствовавшими криком. В. имело постоянное место сбора (в Новгороде — Ярославово дворище, в Киеве — двор храма Софии). Постановления В. "старших" городов были обязательны для "младших" городов, "пригородов" (напр., В. Пскова подчинялось Новгороду до обособления Пскова). Кроме того, собирались также В. отд. частей крупных городов (напр., "кончанские" В. в Новгороде). В. не было подлинным народовластием, фактич. власть принадлежала феод. и гор. верхам. Посадники и тысяцкие выбирались из среды боярской знати, прибегавшей к подкупу участников вечевых собраний и прямому насилию над ними. В Новгороде существовал особый "совет господ", в к-рый входила феод. знать и к-рому принадлежала фактич. власть в городе. На В. часто происходили острые столкновения между верхушкой населения и гор. низами.
=====
Борясь за усиление своей власти, а также против антифеод. выступлений, князья стремились к уничтожению В. В Сев.-Вост. Руси, где города в 13-14 вв. были ослаблены монг.-тат. вторжением, укреплявшаяся великокняж. власть уже к концу 14 в. ликвидировала вечевые учреждения, хотя во время обострения клас. борьбы нар. собрания в городах неоднократно принимали форму В. (восстания в Твери в 1293 и 1327, в Москве в 1382, 1445 и 1547, в Костроме и Н. Новгороде в 1304-05 и др.). Дольше всего вечевой строй удерживался в Новгородской и Псковской феод. республиках, где он достиг наибольшего развития. С присоединением к Москве Новгорода (1478) и Пскова (1510) В. было повсюду упразднено.
=====
Лит.: Сергеевич В. И., Вече и князь, М., 1867; Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953 (историографич. обзор и библиогр. на с. 353-58); Тихомиров М. H., Древнерус. города, М., 1956.
=====
А. М. Сахаров. Москва.

Этимологический словарь Крылова:

Общеславянское слово, образованное от вътъ – "совет". В Древнем Новгороде (который по способу правления был республикой) вечем называлось собрание горожан, на котором решались все важные городские вопросы.

Толковый словарь Кузнецова:

вече
ВЕЧЕ -а; ср. В некоторых городах Древней Руси в 10 — 15 вв.: народное собрание для решения общественных дел (объявления войны и заключения мира, призвания и изгнания князей, принятия законов и т.п.); место такого собрания. Новгородское в. Собрать в. // Ирон. О шумном, многолюдном собрании. Семейное в. Устроили тут в.!
Вечевой, -ая, -ое. В. колокол. В-ая площадь.

Малый академический словарь:

вече
-а, ср.
Народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел, в некоторых городах (Новгороде, Пскове) являвшееся высшим органом власти.
Новгородское вече.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
вече, -а

Толковый словарь Ожегова:

ВЕЧЕ, а, ср. На Руси в 1015 вв.: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания. Новгородское в. Колокол зовёт на в.
| прил. вечевой, ая, ое. В. колокол.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

вече
"народное собрание в древнем Новгороде", укр. вче, др. русск. вче, ст.-слав. вште (Супр.), сербохорв. вее, виjее, др.-чеш. vce, польск. wiec. Праслав. *vtio; ср. вет "совет"; см. Mi. EW 387 и сл.; Преобр. 1, 109 и сл.
Ср. др.-чеш. аор. vce "сказал", др.-прусск. wayte "произношение", caryawoytis "смотр войск"; см. Траутман, Apr. Sprd. 353; BSW 339. Поиски связей с веять и родственными, предпринятые Вайаном (RES 23, 155), безосновательны.

Грамматический словарь Зализняка:

Вече, веча, веча, веч, вечей, вечу, вечам, вече, веча, вечем, вечами, вече, вечах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru