Определение слова «ВЕБЛЕН»

Большой энциклопедический словарь:

ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн (1857-1929) — американский экономист и социолог. Основоположник институционализма в западной политэкономии. Сторонник социального дарвинизма. Особую роль в общественном развитии отводил технической интеллигенции. Идеи Веблена стали основой различных теорий технократии.

Большая советская энциклопедия:

Веблен
(Veblen)
Торстейн (30.7.1857, графство Манитовок, штат Висконсин, — 3.8.1929, около Менло-Парка, штат Калифорния), американский экономист и социолог. Профессор экономики в Чикагском, Станфордском и Миссурийском университетах. Взгляды В. противоречивы и сочетают критику некоторых сторон капитализма с мелкобуржуазным утопизмом. Под влиянием Маркса В. считал основой социальной жизни материальное производство. Однако он сводил общественное производство лишь к технологии, упрощённо понимая связь техники и социально-культурных институтов и недооценивая значение форм собственности. По В., традиции и взгляды людей отстают от изменений в области технологии производства и эволюция общества сводится в основном к процессу умственного приспособления индивидов к этим изменениям.
Рассматривая любое общество как промышленную машину, составными частями которой являются экономические институты, В. представлял историю как результат борьбы двух основных классов: бизнесменов, имеющих дело со сферой обращения, и промышленников, организующих материальное производство. Первую группу В. считал реакционной. Бизнес порождает, по В., частную собственность, национализм, религиозное невежество. В некоторых работах В. предлагал передать руководство хозяйством и всем обществом производственно-технической интеллигенции, создать «генеральный штаб» из инженеров и техников, который, используя политическую власть, сумеет развивать производство в интересах общества. Однако от многих этих утопических идей, использованных затем в технократических теориях, В. в конце жизни отказался. Взгляды В., особенно его теория «неработающего класса» (leisure class), идея отставания культуры от техники и критика некоторых аспектов американской жизни, оказали значительное влияние на развитие американской немарксистской социологии.
Соч.: The theory of business enterprise, N. Y., 1904; The instinct of workmanship and the state of the industrial arts, N. Y., 1918; Essays in our changing order, N. Y., 1934; The theory of the leisure class, N. Y., 1934; The place of science in modern civilization and other essays..., N. Y., 1961; The engineers and the price system, N. Y., 1963.
И. С. Добронравов.

Новейший философский словарь:

ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн Бунд (1857-1929) — американский социолог, экономист, публицист. Основоположник институционального направления в политической экономии. Доктор философии (1884). Преподавал в Корнельском (1890-1892), Чикагском (1892-1906), Стэнфордском (1906-1909) университетах, в университете штата Миссури (1910-1917). Основные сочинения: «Теория праздного класса» (1899), «Инстинкт квалификации и состояние ремесел» (1914), «Инженеры и система цен» (1921) и др. Основным мотивом творчества В. являлась критика современной социальной элиты Америки. В. сформулировал ряд положений общетеоретического плана, в которых отчетливо проявилось влияние распространенных в то время течений общественной мысли: марксизма, теории инстинктов, социал-дарвинизма и др. По В., эволюция социальных институтов — закрепленных обычаями способов регулирования общественной жизни — происходит под воздействием внешней среды путем естественного отбора. Основными факторами, вызывающими потребность в институциональных изменениях, считал прогресс техники и технологии, увеличение численности населения. Основным консервативным фактором — сложившиеся стереотипы мышления. Существующие институты всегда являются, согласно В., результатом прошлых процессов и никогда не находятся в соответствии с требованиями настоящего времени. Эволюционирующая институциональная структура взаимодействует с биологической природой человека, присущими ему инстинктами, среди которых В. выделял: инстинкт мастерства, предопределяющий стремление человека к созидательной деятельности и материальному благосостоянию; родительское чувство, обуславливающее продолжение рода, заботу о семье и, в дальнейшем развитии, об общественном благе; праздное любопытство, выражающееся в стремлении к познанию окружающего мира и имеющее в своей основе более глубокий игровой инстинкт. Наряду с перечисленными, В. указывал на наличие у человека инстинктов к самоутверждению, стяжательству и себялюбию, порождающих стремление к улучшению собственного положения за счет других. Следуя Моргану, В. выделял в истории периоды дикости, варварства и цивилизации. Для первого из них, по В., были характерны общинная собственность, уравнительное распределение и соответствующие институты, основывающиеся на инстинкте мастерства и родительском чувстве. По мере совершенствования технологии производство начинает превышать уровень, достаточный лишь для поддержания жизни, что создает возможность для эксплуатации. Во все возрастающей степени начинают проявляться инстинкты стяжательства и себялюбия. Вожди и жрецы присваивают избыток продукта сверх минимума средств существования. В результате разлагаются коллективистские институты, распространяется частная собственность. Высшей доблестью человека становится военный успех, а не трудовая деятельность. На смену дикости приходит варварство, возникает фундаментальный антагонизм между производительным трудом (статус которого резко снижается) и праздностью, получающей высокую оценку. Однажды возникнув, праздный класс продолжает существование и на стадии цивилизации, с успехом навязывая всему обществу собственные мировоззренческие установки. Основным конфликтом своего времени В. считал противостояние «мира бизнеса» (современной ему разновидности праздного класса) и «мира индустрии» (всех занятых производственной деятельностью, среди которых ведущая роль принадлежит инженерно-техническому персоналу). Возможность позитивного социального переустройства В. связывал с переходом власти от «бизнеса» к «индустрии», переходом, который произошел бы, по мнению В., в результате всеобщей забастовки инженерно-технических работников. Паралич экономики, неизбежный в таком случае, вынудил бы «мир бизнеса» к отступлению. Концепция противостояния «бизнеса» и «индустрии» стала после В. весьма популярной в западной общественной мысли. В. также явился одним из создателей социологической теории потребления, рассматривая в качестве цели приобретения какой-либо вещи не столько удовлетворение естественных потребностей человека, сколько демонстрацию принадлежности индивида к тому или иному общественному классу.

Социологический словарь:

Веблен (Veblen) Торстейн Бунд (30.07.1857, Като, штат Висконсин, США-03.08.1929, Пало Алто, штат Калифорния, США) — американский социолог, экономист, социальный критик. Определяющее влияние на формирование взглядов Веблена оказали Дж. Кларк, Самнер, Л. Лафлин, Милль, Кант, К.Маркс.Преподавал в университетах Чикаго, Миссури, Нью-Йорка. Представитель институциональной школы.
В своих исследованиях Веблен сочетал исследование настоящего состояния социальных явлений с эволюционно-генетическим анализом их прошлого на основе изучения исторических источников. Во многом намерения и стиль работы Веблена аналогичны современной исторической социологии. История человеческой цивилизации, по Веблену — это смена преобладающих в определенные периоды истории различных социальных институтов, понимаемых им как общепринятые образцы поведения и привычки мышления.
Первая стадия — доисторические времена первобытного общества; вторая — исторические времена "грабительского об-ва", включающего эпоху варварства (непосредственного военного насилия) и эпоху денежного общества (насилия, опосредованного товарно-денежными отношениями); последняя, в свою очередь, включает ремесленную и машинную ступени. В доисторические времена социальные институты лишь зарождались и социальное регулирование осуществлялось на уровне инстинктов, среди которых Веблен называл главными родительский инстинкт, инстинкт мастерства и "праздного любопытства" (познания). Эти инстинкты сохраняют основополагающее значение и для других эпох. Время машинной корпоративной индустрии характеризуется, по Веблену, институтами "денежной конкуренции" и "показного потребления". В решении вопроса о механизме обществ, развития Веблен своеобразно сочетал распространенную в его время схему социального дарвинизма (Дарвинизм социальный), основанную на законах естественного отбора, адаптации и борьбы за существование, с одной стороны, с концепциями опережающего технико-экономического развития и культурного отставания — с другой. По его мнению, двигателем развития обещества является развитие экономики, промышленного производства, которое опережает развитие социальных институтов, норм социальной жизни и влечет за собой их изменения, а в конечном счете и смену.
Основная характеристика состояния обещества в начале 20 в. — противостояние интересов индустрии и бизнеса. В преодолении этого противостояния авангардную роль, по Веблену, призвана играть технократия — все специалисты и руководители производственного процесса, которые являются носителями интересов развития производства, науки и техники, роста общественного и индивидуального благосостояния в противовес частнособственническим, корыстным интересам бизнесменов. Технократы, по Веблену, обладают достаточными знаниями и умением, чтобы приводить отстающие в своем развитии институциональные формы в соответствие с новейшими технологическими изменениями.
Технократическая теория Веблена стала неотъемлемой частью современной западной социологии (Индустриальное общество, Постиндустриальное общество. Стадий роста концепции, Гэлбрейт, Белл, Ростоу, Тоффлер). Веблен — один из создателей социологической концепции потребления. Индивидуальный акт приобретения кой-либо вещи представляет собой (особенно в "машинную эпоху") не столько экономический акт товарно-денежного обмена, сколько акт "показного потребления", демонстрирующего принадлежность индивида к определенному классу. Потребляемые индивидом вещи Веблен рассматривал как символы или показатели статуса потребителя. При массовом производстве товаров, не принадлежащих к числу необходимых, потребление индивида связано не с жизненной потребностью, а с соображениями поддержания или повышения определенного мнения о нем в глазах людей его круга. Такое понимание потребления и его роли в современных социальных отношениях легло в основу создания концепции общества потребления (Об-во изобилия, Благоденствия массовое об-во), пороки которого Веблен обличал задолго до его реального становления.
Соч.: 1) Теория праздного класса. М., 1984. 2) Instinct of the workmanship and the state of the industrial arts. N. Y., 1914. 3) The engineers and the price system. N. Y., 1921

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru