Определение слова «толерантность»

Толковый словарь Ефремовой:

толерантность
I ж.
Отсутствие или ослабление реакции на какой-либо неблагоприятный фактор, объясняющееся снижением чувствительности к его воздействию.
II ж.
Снисходительная терпимость к кому-либо или к чему-либо (чужому мнению, иному верованию и т.п.) как обязательное условие политического плюрализма.

Толковый словарь Ушакова:

ТОЛЕРА́НТНОСТЬ, толерантности, мн. нет, ·жен. (·книж. ). ·отвлеч. сущ. к толерантный; терпимость.

Большой энциклопедический словарь:

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia — терпение) — ..
1) иммунологическое состояние организма, при котором он неспособен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема толерантности имеет значение при пересадке органов и тканей...
2) Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды...
3) Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Биологический энциклопедический словарь:

(от лат. tolerantia — терпение) иммунологическая, отсутствие или ослабление иммунологич. ответа на данный антиген при сохранении иммунореактивности организма ко всем прочим антигенам. Термин введён в 1953 П. Медаваром для обозначения «терпимости» иммунной системы организма. Благодаря Т. к собственным антигенам иммунная система здорового организма не образует антител, к-рые могли бы повредить клетки и ткани организма. Физиол. состояние Т. к аллоантигенам плода, по-видимому, возникает при беременности. Физиол. взаимная Т. к групповым антигенам крови может возникнуть также у разнояйцевых близнецов в результате внутриутробного обмена кроветворными клетками. Т. к бактериальным и вирусным антигенам наблюдается при скрытых, или латентных, инфекциях. При пересадках органов и тканей судьба трансплантата определяется тем, насколько полной и длительной будет искусственно создаваемая у реципиента Т. к антигенам гистосовместимости донора. Полное устранение или подавление жизнедеятельности определ. клона иммунокомпетентных клеток приводит к необратимой Т., к-рая особенно легко возникает, если ввести избыток антигенов в период незрелости иммунной системы (во время внутриутробного развития или в первые сутки после рождения). У взрослых особей можно создать Т. при общем подавлении иммунокомпетентных клеток ионизирующим облучением или иммунодепрессантами. В то же время, если вводить в организм малые дозы растворимых (мономерных) дезагрегированных антигенов, можно вызвать обратимую Т. Молекулы таких антигенов, по-видимому, соединяются с встроенными в мембрану лимфоцитов молекулами иммуноглобулинов (с «распознающими рецепторами») и блокируют их. Обратимую Т. вызывают также комплексы антиген — антитело. Существуют особые Т-лимфоциты («супрессоры»), к-рые активно сдерживают иммунный ответ других Т — и В-лимфоцитов, а также фагоцитов. Имеется форма Т., при к-рой образование антител осуществляется нормально, однако все без остатка антитела связываются антигеном, сохраняющимся в тканях. Т. можно вызвать также, вводя избыток антител, к-рые либо «перехватывают» молекулы антигена на их пути к распознающим лимфоцитам, либо экранируют антиген от иммунокомпетентных клеток. Т. также называют способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.

Словарь по культурологии:

(лат. tolerantia – терпимость)термин, обозначающий терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Экологические термины и определения:

Способность организма выносить отелонения экологических факторов среды от оптимальных для него значений. Организмы с широким диапазоном толерантности обозначаются приставкой "эври-", а с узким диапазоном толерантности — приставкой "стено-" (эврибионт, стенобионт).

Большой словарь иностранных слов:

[< лат. tolerantia терпение]терпимость к чужим мнениям и верованиям

Математическая энциклопедия:

Бинарное отношение на множестве А, обладающее свойствами рефлексивности и симметричности, т. е. удовлетворяющее условиям aRa для всех и aRb влечет за собой bRa для любых Т. Rна универсальной алгебре наз. совместимой, если она является подалгеброй прямого квадрата т. е. если для любой n-арной операции условие i=l, . . ., п, влечет за собой Таким образом, Т. является естественным обобщением понятия эквивалентности, а совместимая Т. — обобщением конгруэнции. Любая совместимая Т. решетки с относительными дополнениями является конгруэнцией [1]. Упорядоченное включением множество LT (А)всех совместимых Т. на универсальной алгебре Аявляется алгебраич. решеткой, содержащей решетку Con (A) всех конгруэнции в качестве подмножества (но не обязательно в качестве подрешетки). О свойствах решеток LT(A)и Con (A) см. [2], [3]. Лит.:[1] Сhаjdа I., Niеdеrlе J., Zе1inkа В., лCzechosl. Math. J.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
толерантность, -и

Новая философская энциклопедия:

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia – терпимость) – качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие.
Латинский термин «tolerantia» означал пассивное терпение, добровольное перенесение страданий, ассоциировался с такими понятиями, как «боль», «зло» и т.п. В 16 в. к этому добавляются и др. значения: «позволение», «сдержанность». С этого времени толерантность трактовалась и как уступка в вопросе о религиозной свободе – разрешение со стороны государства и официальной церкви отправления иных религиозных культов. Веротерпимость является исторически первой и доминирующей формой проявления толерантности. Важнейшим периодом в ее становлении как общественно значимого принципа была эпоха Нового времени, когда проблема толерантности решалась в форме ответа на два основных вопроса: каковы принципы сосуществования соперничающих церквей и какими должны быть взаимоотношения светской и духовной власти. Главным средством достижения толерантности в государстве являлось ограничение власти светского правителя мирскими заботами, а также и отказ в праве карать иноверцев. Осмысление проблемы толерантности как свободы совести [СОВЕСТЬ]верующего было характерно как для деятелей Реформации (М.Лютер [ЛЮТЕР]и его последователи), так и для гуманистов, осудивших предпринятую Лютером реформу церкви (Эразм Роттердамский [ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ], Т.Мор). Отстаивая толерантность как добродетель и социальное благо, мыслители разных эпох апеллировали к нравственным аргументам, содержащимся в евангельских текстах. В период конфессионального соперничества ради утверждения в обществе толерантности предлагалось забыть о догматических разногласиях и помнить об идентичности христианской моральной доктрины, основу которой составляет любовь к ближнему, милосердие [МИЛОСЕРДИЕ], праведная жизнь (С.Кастеллион,  Я.Бёме, М. де Лопиталь и др.). Отказ от насилия как от неприемлемого средства приобщения человека к вере и акцент на искренности убеждений, которая возможна только при условии добровольного вступления в общину верующих, – вот два основных аргумента в пользу толерантности, которые сохранялись и в 17 (Б.Спиноза [СПИНОЗА], Р.Уильямс, Дж.Локк [ЛОКК]и др.), и в 18 вв. (П.Бейль, Ф.М.Вольтер, Д.Дидро, Г.Э.Лессинг и др.). Третьим аргументом, обусловленным общей традицией всей социальной философии 16–18 вв., была защита сильного централизованного государства. Отсюда неизбежность трактовки толерантности с точки зрения политического утилитаризма, как средства избежания большего зла – социальной нестабильности, а также всевозможные ограничения сферы действия данного принципа (М.Монтень [МОНТЕНЬ], Локк, Ж.-Ж.Руссо). Особая роль в теоретическом осмыслении и практическом воплощении принципа толерантности принадлежит эпохе Просвещения, провозгласившей свободу совести и слова. Благодаря просветителям, в особенности французским, понятие «толерантность» прочно вошло в политический словарь.
В 19 в. проблема толерантности получила дальнейшую разработку в либеральной философии. В ней толерантность понималась как выражение внешней и внутренней свободы, как способность к продуманному выбору между альтернативными точками зрения и способами поведения. Многообразие опыта и мнений философы-либералы считали непременным условием все более полного постижения истины, общественного прогресса. В продолжении данной традиции современные сторонники толерантности видели предпосылку плодотворности научных дискуссий, средство взаимопонимания оппонентов. Важно подчеркнуть, что терпимость к чужой точке зрения не предполагает отказа от ее критики или от собственных убеждений. Она означает признание плюрализма. Особенно необходима толерантность в тех областях, где отсутствует точный критерий оценки и доказательства предпочтительности каких-либо взглядов, принципов или решений (будь то вопросы религиозной веры, моральных убеждений, национальных традиций и т.д.).
Как важный элемент культуры общения толерантность признается сегодня необходимым условием общественного единения людей различных верований, культурных традиций, политических убеждений. В этом плане она выступает как единство спонтанно-негативного восприятия другого (неприятие, осуждение) и позитивного действия в его адрес (принятие, допущение); толерантное принятие не тождественно снисходительности к другому или вынужденному примирению с осуждаемым явлением. Толерантность является ключевым нравственным принципом гражданского общества [ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО]. В то же время, как показывает опыт, абсолютизированная терпимость открывает путь произволу и насилию; так что ни при каких обстоятельствах толерантность не должна оборачиваться попустительством ко злу, в частности терпимостью по отношению к посягательствам на свободу и нравственное достоинство человека (см. Ненасилие [НЕНАСИЛИЕ]).
Литература:
1. Вульфиус А.Г. Очерки по истории идеи веротерпимости и религиозной свободы в XVIII в.: Вольтер, Монтескьё, Руссо. СПб., 1911;
2. Уолцер М. О терпимости. М., 2000;
3. La tolrance aujourd’hui (Analyses philosophiques). Document de travail pour le XIX Congrs mondial de philosophie (Moscou, 22– 28 aot 1993). P., UNESCO, 1993;
4. Lecler J.S.J. Histoire de la tolrance au sicle de la Rforme, t. 1–2. Aubier, 1954;
5. Mendus S. Toleration and the Limits of Liberalism. Hampshire, 1989.
P.P.Валитова

Социологический словарь:

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. toleran-tia — терпение) — англ. tolerance; toleration; нем. Toleranz. 1. Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. 2. Выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам. 3. Отсутствие или ослабление реагирования на к.-л. неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

Грамматический словарь Зализняка:

Толерантность, толерантности, толерантности, толерантностей, толерантности, толерантностям, толерантность, толерантности, толерантностью, толерантностями, толерантности, толерантностях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru