Определение слова «СТАНКЕВИЧ»

Большой энциклопедический словарь:

СТАНКЕВИЧ (Stankievicz) Ричард (1922-83) — американский скульптор и живописец. Учился в Школе Х. Хофмана в Нью-Йорке, затем в Париже в ателье Ф. Леже и Школе скульптуры О. Цадкина (1950-51). Ранние работы — фигуративная скульптура ("Танцор театра кабуки", 1956); с 1960 создает абстрактные композиции из металлического лома и старых механизмов в стиле джанк.

Советская историческая энциклопедия:

1.
Антон Владимирович (25.VI.1862 — Х.1919) — рус. воен. деятель, во время гражд. войны командир Красной Армии. Род. в Виленской губ. в дворянской семье. В 1878 — на воен. службе. В 1908 — командир 329-го Бузулукского пех. полка. В конце 1-й мировой войны 1914-18 ген.-майор, командир бригады 62-й пех. дивизии. После Окт. социалистич. революции перешел на сторону Сов. власти и добровольно вступил в Красную Армию. В 1919 командовал 42-й стрелк. дивизией на Юж. фронте, затем был пом. командующего 13-й армией. В окт. 1919 временно командовал 55-й стрелк. дивизией, к-рая вела бои против войск Деникина под Орлом. С. был предан нач. штаба его дивизии, перебежавшим к белым. Оказавшись в плену, С. категорически отказался от службы в белой армии. Воен. белогвардейским судом С. был приговорен к смертной казни через повешение. После разгрома белых под Орлом тело С. было привезено в Москву и 10 нояб. 1919 с воинскими почестями похоронено на Красной площади у Кремлевской стены. С. был посмертно награжден орденом Красного Знамени.
=====
Лит.: Смерть героя, "Правда", 1919, 24 окт.; Памяти красного генерала, "Правда", 1919, 11 нояб.; Тодорский А. И., Под сенью Кремлевской стены, "Красная звезда", 1957, 18 окт.
2.
Николай Владимирович (21.IX.1813 — 25.VI.1840) — рус. общественный деятель, мыслитель, поэт. Из дворян Воронежской губ. Окончил Моск. ун-т (1834). В ун-те находился под влиянием проф. М. Т. Каченовского и Н. И. Надеждина. С. и С. М. Строев принадлежали к т. н. "скептической школе" в историографии. В свете взглядов этой школы С. написал статью "О причинах возвышения Москвы" в 14-15 вв. Зимой 1831-32 С. основал лит.-филос. кружок в Моск. ун-те. К кружку принадлежали молодые люди, к-рые в дальнейшем сформировались в совершенно различных по идейному направлению и значению деятелей: В. Г. Белинский, В. П. Боткин, М. А. Бакунин, К. С. Аксаков, M. Н. Катков, историк Строев, будущий деятель народного просвещения Я. М. Неверов (1810-93), ученый-востоковед П. Я. Петров (1814-75), поэты В. И. Красов (1810-54) и И. П. Клюшников (1811-95). К кружку С. близко стояли Т. Н. Грановский, историк О. М. Бодянский; большое влияние кружка, особенно Белинского, испытал поэт А. В. Кольцов. Участников кружка объединял интерес к философии, истории и лит-ре, отвращение к крепостничеству, а также огромное личное обаяние С., человека высоких нравственных идеалов, широких взглядов и разносторонних знаний. С. и его друзья изучали гл. обр. нем. идеалистич. философию, в частности Ф. Шеллинга. Внутр. развитие кружка С., как и его самого, было весьма динамичным и идейно тесно связанным с кружком А. И. Герцена; в 30-х гг. они принадлежали к одному лагерю политич. свободомыслия. Изучив Шеллинга, И. Канта и И. Фихте, С. обратился к философии Г. Гегеля, а в последние годы жизни Л. Фейербаха. Изучение философии для С. было не самоцелью, но этапом на пути к гражд. деятельности. Гл. силу ист. прогресса С. видел в просвещении, осн. задачей рус. интеллигенции считал пропаганду просветительских идей, гуманизма. Лит. и эстетич. взгляды С. основывались на принципах подлинной народности, С. выступал против фальши и пошлости в искусстве. В 1837 больной туберкулезом С. вынужден был уехать на лечение за границу, в связи с чем кружок стал постепенно распадаться. Кружок С. — интересное и малоизученное явление в рус. историко-культурном процессе.
=====
Соч.: Стихотворения. Трагедия. Проза, М., 1890; Переписка Н. В. Станкевича. 1830-1840, М., 1914.
=====
Лит.: Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, М., 1956, с. 16-18, 39-45; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 13, М., 1959 (см. именной указатель); Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947, с. 197-98, 210-23; Добролюбов Н. A., Н. В. Станкевич, Собр. соч., т. 2, М.-Л., 1962; Корнилов A. A., Молодые годы М. Бакунина, М., 1915; Гершензон М. О., История молодой России, М., 1923; Машинский С. И., Станкевич и его кружок, "Вопр. лит-ры", 1964, No 5.
=====
Л. И. Насонкина. Москва.

Новейший философский словарь:

СТАНКЕВИЧ Николай Владимирович (1813-1840) — русский философ. В 1830-1834 учился на словесном отделении Московского университета, жил в доме известного русского шеллингианца профессора М.Г. Павлова. Находился в круге идей немецкой классической философии и немецкого романтизма. Через изучение систем (последовательно) Шеллинга, Канта, Фихте пришел к идеализму Гегеля (во многом под воздействием Бакунина), но в ряде моментов пытался синтезировать гегельянство с шеллингианством и фихтеанством. Один из основных идеологов западничества, благодаря кому оно обрело и свою первую организационную форму — «кружок Станкевича», основанный в 1832. Наряду со С, в кружок входили: Белинский, Грановский, В.П. Боткин, М.Н. Катков, Кавелин, К.С. Аксаков и др. В 1837 С. уехал из-за плохого здоровья на лечение за границу. Слушал лекции в Берлинском университете. Последние годы жизни провел в Италии. Писал мало, специальных работ по философии не создал. Круг идей С. реконструируется из его статей, а главным образом — из обширной переписки. В 1914 была издана его переписка, в 1982 вышел том избранного. Конкретным деятельностным началом бытия, согласно С, выступает Дух. Автономного человеческого разума оказывается недостаточно для его выражения. Поэтому необходимо религиозное начало, понимаемое как всеобщая любовь, составляющая сущность человеческой жизни, в которой разумлишь одна из ее составляющих. Упрочить религиозное начало и определить место разума может только философия. Конкретным деятелем в мире является нравственно совершенная личность, укорененная через этическое долженствование и единение с другими людьми через любовь в трансцендентальной сфере. Нравственные ориентиры позволяют избежать или преодолеть разобщенность людей. Действительность как внешнее бытие — царство случайности. Действительность в ее истинности есть царство духа. Отсюда философия истории С, рассматривающая человеческий род как единое целое, и исторический процесс — как закономерное проявление этого целостного единства. Основные идеи философии истории С. были развиты в работах Грановского.

Новая философская энциклопедия:

СТАНКЕВИЧ Николай Владимирович [27 сентября (9 октября) 1813, д. Удеревка Острожского у. Воронежской губ. – 25 июня (7 июля) 1840, Нови-Лигуре, Италия] – русский философ и литератор, создатель философско-литературного кружка. Родился в семье богатого помещика, получил домашнее образование; с 1823 учился в Острожском уездном училище, в 1825–29 в частном Благородном пансионе в Воронеже. В 1830–34 прошел полный курс обучения на отделении словесных наук Московского университета.
Зимой 1831/1832 университетская молодежь образовала философско-литературный кружок, известный впоследствии как «кружок Станкевича», в который первоначально вошли В.И.Красов, И.Оболенский, Я.М.Неверов и др., а позднее – В.Г.Белинский, К.С.Аксаков, В.П.Боткин, М.А.Бакунин, M.H.Катков. Особое внимание уделялось изучению немецкой классической философии и литературы. Кружок просуществовал до отъезда Станкевича в 1837 за границу на лечение. Первоначальное философское увлечение Станкевича – философия Шеллинга, испытал также влияние Канта и Фихте. Благодаря изучению философии Гегеля пришел к признанию духовного начала мира. Утверждая идеал нравственно совершенной личности, выступил одним из родоначальников культурного типа «идеалистов сороковых годов». Значение Станкевича в истории русской философии определяется его ролью своеобразного «идейного раздражителя» для университетской молодежи, в рядах которой была целая плеяда будущих русских мыслителей.
Сочинения:
1. Переписка 1830–1840 гг. М., 1914;
2. Поэзия. Проза. Статьи. Письма. Воронеж, 1988.
Литература:
1. H.В.Станкевич. Переписка его и биография, написанная П.В.Анненковым. М., 1857;
2. Гершензон М.О. История молодой России. М., 1908.
С.И.Бажов

Словарь русских фамилий:

см. СТАНИСЛАВОВ

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru