Определение слова «СМЭТС»

Большой энциклопедический словарь:

СМЭТС (Smuts) Ян Христиан (1870-1950) — премьер-министр Южно-Африканского Союза (ЮАС; с 1961 ЮАР) в 1919-1924 и в 1939-48; британский фельдмаршал (с 1941). Проводил политику апартеида. Соавтор устава Лиги Наций (выдвинул идею мандатной системы). Один из основателей холизма — "философии целостности".

Советская историческая энциклопедия:

(Smuts), Ян Христиан (24.V.1870 — 11.IX.1950) — политич. деятель Южно- Африканского Союза, брит. фельдмаршал (с 1941). Род. в семье африканера — крупного землевладельца. Окончил Кембриджский ун-т (1895). Принимал активное участие на стороне буров в англо-бурской войне 1899-1902. Затем перешел к сотрудничеству с англ. властями. С 1910 С. занимал ряд министерских постов в пр-ве ЮАС (мин. внутр. дел и мин. горной пром-сти в 1910-12, мин. обороны в 1910-20, мин. финансов в 1912-13, премьер-мин. в 1919-24, мин. юстиции в 1933-39, премьер-мин., мин. иностр. дел и мин. обороны в 1939-48). Участник Парижской мирной конференции 1919, С. был одним из авторов устава Лиги наций и выдвинул идею мандатной системы (ЮАС получил мандат на Юго-Зап. Африку). В 1942 пр-во С. признало СССР, но уже в 1943 С. выступал за создание "западного блока" против СССР. Вышел в отставку в 1948. В своих соч. С. отстаивал расистские теории.
=====
Соч.: Africa and some world problems, Oxf., 1930.
=====
Лит.: Smuts J. С. (Junior), Jan Christian Smuts. A biography, L., 1952.

Новая философская энциклопедия:

СМЭТС (Smuts) Ян Христиан (24 мая 1870, Бовенплатс, Капская провинция – 11 сентября 1950, Ирене, близ г. Претория) – философ, южноафриканский политический деятель, принимавший участие в разработке устава Лиги Наций, британский фельдмаршал. В 1919–1924 и 1939–1948 – премьер-министр ЮАС.
Философская концепция Смэтса возникла в полемике с дарвинизмом и основывалась на методологическом принципе холизма [ХОЛИЗМ]. Смэтс понимает целое как центральное понятие философии, «последнюю реальность универсума», выраженную формулой «целое больше, чем сумма его частей». Целое объединяет в себе объективное и субъективное, материальное и идеальное. В основе эволюционных процессов лежит активность нематериальных и непознаваемых «целостностей». «Мы верим в эволюцию, но это больше не механическая эволюция прошлого или позапрошлого поколения, а творческая эволюция», – писал Смэтс. В ходе эволюции формы материи обновляются и преобразуются, приобретая новые качества и порождая новые объекты. Закон сохранения материи при этом не действует, внутренне активная материя «исчезает», сводится к энергии: «...сама материя – не что иное, как концентрированная, структурная...». Высшей конкретной формой органической целостности является человеческая личность и именно в целостности заключен, по Смэтсу, источник моральных ценностей людей. Принцип целостности как органическая мировая субстанция нерасчленим и недоступен для научного изучения, в отличие от другой составляющей любого явления – механической структурности, являющейся предметом изучения науки.
Сочинения:
1. Holism and Evolution. N. Y., 1926;
2. Plants for a Better World. L., 1942.
.Н.Блюхер

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru