Определение слова «Штейнберг М. О.»

Музыкальная энциклопедия:

Максимилиан Осеевич (22 VI (4 VII) 1883, Вильнюс — 6 XII 1946, Ленинград) — сов. композитор, дирижёр, педагог, муз. деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1934), нар. арт. Узб. ССР (1944). Д-р искусствоведения (1943). В 1907 окончил естеств. ф-т Петерб. ун-та и в 1908 — Петерб. консерваторию по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова (по гармонии занимался у А. К. Лядова, по инструментовке — у А. К. Глазунова). В 1908-46 преподавал в Петерб. (Ленингр.) консерватории композицию и инструментовку (с 1915 профессор, в 1917-31 декан композиторского ф-та, в 1931-34 зав. дирижёрским отделением, в 1934-1939 зам. директора, с 1939 зав. кафедрой композиции). Как педагог был продолжателем традиций Римского-Корсакова. Сыграл большую роль в воспитании мн. сов. композиторов. Среди учеников — М. А. Ашрафи, С. В. Бархударян, Б. Г. Брусиловский, В. М. Дешевов, Р. О. Меликян, А. Ф. Пащенко, В. А. Успенский, С. А. Чернецкий, Ю. А. Шапорин, Т. К. Шейблер, Д. Д. Шостакович, В. В. Щербачёв. Завершил труд Римского-Корсакова "Основы оркестровки" (изд. 1913), редактор его же "Практического учебника гармонии" (изд. 9-19, 1912-56).
Для творчества Ш. характерны красочность, мастерское владение колористич. средствами орк. звучности. Во мн. соч. Ш. опирался на муз. фольклор народов СССР: 4-я симфония "Турксиб" основана на казах. и кирг. нар. темах, 5-я симфония-рапсодия — на узб. темах. Написал финал 2-го акта и заключит. сцену к опере "Алмаст" Спендиарова (1939), дополнит. номера к опере "Отечество" ("Фландрия") Паладиля. Под ред. Ш. опубликован ряд муз. произв. Римского-Корсакова.
Сочинения: балеты — Метаморфозы (по Овидию, 1913, пост. 1914, "Русские сезоны" С. П. Дягилева, Париж), Тиль Уленшпигель (по Ш. де Костеру, 1936), Сарай Мульк Хануи (не оконч.); для солистов, хора и орк. — кантаты Русалка (по М. Ю. Лермонтову, 1907), памяти А. С. Пушкина (сл. В. А. Рождественского, 1937), Небо и земля (драм. поэма, по Дж. Байрону, 1918); для орк. — 5 симфоний (1906; 1909, памяти Н. А. Римского-Корсакова; 1928, посв. Н. Я. Мясковскому; Турксиб, 1933; симфония-рапсодия на узб. темы, 1942), Вариации (1905), Прелюдия памяти Н. А. Римского-Корсакова (1908), Драматическая фантазия (1910), Торжественная увертюра на темы песен революций 1905-07 и 1917 (1930), каприччио В Армении (1940), Узбекский марш, марш К 25-летию Красной Армии (1943), героическая узб. увертюра Илгари (Вперёд, 1943); концерт для скр. с орк. (1946); камерно-инстр. ансамбли — 4 узб. песни для влч. и фп., 2 струн. квартета (1907, 1925); для голоса с фп. — романсы и песни на сл. К. Д. Бальмонта (1905), А. Н. Апухтина (1906), Р. Тагора (1924, 1925); обр. нар. песен для голоса с орк. — 4 цикла (1930-31) и др.
Литературные сочинения: О вреде музыки, "Музыка", 1913, No 118; В спорах о "Борисе Годунове", "Красная газета", Ленинград, 1928, 1 марта, веч. выпуск; А. К. Глазунов. Воспоминания о нём и его письма, в кн.: Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма, т. 2, Л., 1960, и др.
Литература: Римский-Корсаков А. Н., Максимилиан Штейнберг, М., 1928; Гнесин M. P., Максимилиан Штейн-берг, "СМ", 1946, No 12; Памяти М. О. Штейнберга, там же; Богданов-Березовский В., Максимилиан Штейнберг, М., 1947; Максимилиан Осеевич Штейнберг, в сб.: Ленинградские композиторы, Л.-М., 1950; Никольская Л. Б., Симфоническое творчество М. О. Штейнберга, в сб.: Научно-методические записки Уральской гос. консерватории, вып. 2, Свердловск, 1959.
Л. Б. Римский.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru