Определение слова «Сен-Викторская Школа»

Словарь по культурологии:

Богословская школа при Сен-Викторском аббатстве (abbaye de Saint-Victor) каноников-августинцев, существовавшем в Париже с 1113 г., международный центр ородоксально-католической философии в XII в. Основатель С.-В. ш. — Гильом из Шампо (около 1068-1121), представитель крайнего реализма, противник Абеляра. Общая атмосфера С.-В. ш. определена традициями средневековой мистики, восходящими к Августину и отчасти к Ареопагитикам, но получившими новый импульс от Бернарда Клервоского. Некоторые деятели С.-В. ш. выступали во имя этих традиций против схоластического рационализма как такового (особенной агрессивностью отличается трактат Вальтера Сен-Викторского «Против четырех лабиринтов Франции», где под «лабиринтами» подразумеваются системы Абеляра, Гильберта Порретанского, Петра Ломбардского и Петра Пуатевин-ского). Однако виднейшие мыслители С.-В. ш. — Гуго Сен-Викторский (ок. 1096-1141) и Ришар Сен-Викторский (ум. 1173) — стремились к соединению мистики и рационализма в духе средневекового платонизма на основе принципов Ансельма Кентерберийского (постановка вопроса о «необходимых логических основаниях» даже «таинств веры», но при подчинении разума вере). Универсализм построений Гуго предвосхищает зрелую схоластику XIII в. Интересы Ришара значительно более узки и сосредоточены главным образом на чисто мистических темах; его учение о «восхождении» человеческого духа по ступеням деятельности воображения и ума к чистому созерцанию представляет собой необходимое звено между более ранней традицией христианского платонизма и доктринами Бонавентуры.
Сергей Аверинцев.София-Логос. Словарь

Новая философская энциклопедия:

СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА – богословская школа при Сен-Викторском аббатстве каноников-августинцев, существовавшем в Париже с 1113; международный центр ортодоксально-католической философии в 12 в. Основатель школы – Гильом из Шампо [ГИЛЬОМ ИЗ ШАМПО](ок. 1068–1121), представитель крайнего реализма [РЕАЛИЗМ], противник Абеляра. Общая атмосфера школы определена традициями средневековой мистики, восходящими к Августину и отчасти к Псевдо-Дионисию Ареопагиту, но получившими новый импульс от Бернарда Клервоского [БЕРНАРД КЛЕРВОСКИЙ]. Некоторые деятели школы выступали во имя этих традиций против схоластического рационализма как такового (трактат Вальтера Сен-Викторского «Против четырех лабиринтов Франции», где под «лабиринтами» подразумеваются системы Абеляра, Гильберта Порретанского, Петра Ломбардского и Петра Пуатевинского). Однако виднейшие мыслители – Гуго Сен-Викторский(ок. 1096–1141) и Ришар Сен-Викторский(ум. 1173) – стремились к созданию мистики и рационализма в духе средневекового платонизма на основе принципов Ансельма Кентерберийского (постановка вопроса о «необходимых логических основаниях» даже «таинств веры», но при подчинении разума вере).
Литература:
1. Lenglart M. La thorie de la contemplation mystique dans l’oeuvre de Richard de Saint-Victor. P., 1935;
2. Dumeige G. Richard de Saint-Victor et l’ide chrtienne de l’amour. P., 1952;
3. Chatillon J. De Guillaume de Champeaux Thomas Gallus: Chronique d’histoire littraire et doctrinale de l’cole de Saint-Victor. – «Revue du moyen вge latin», 8, 1952;
4. Baron R. L’Influence de Hugues de Saint-Victor. – «Recherches de thologie ancienne et mdivale», 22, 1955;
5. Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd. 2. В., 1957;
6. Chnu M.D. Civilisation urbaine et thologie: L’Ecole de Saint-Victor au XIIe sicle. – «Annales: Economies, socits, civilisations», 29, 1974;
7. Evans G.R. Old Arts and New Theology: The Beginning of Theology as an Academic Discipline. Oxf., 1980;
8. Ferruolo S.C. The Origin of the University: The Schools of Paris and their critics. 1100–1215. Stanford (California), 1985.
С.С.Аверинцев

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru