Определение слова «СЕКСТ ЭМПИРИК»

Большой энциклопедический словарь:

СЕКСТ ЭМПИРИК (Sextu Empiricus) (кон. 2 — нач. 3 вв.) — древнегреческий философ и ученый, представитель скептицизма. Собрал и систематизировал высказывания древнегреческих скептиков от Пиррона до Энесидема, один из первых историков логики.

Большая биографическая энциклопедия:

Секст Эмпирик (Sextus Empiricus)
(конец II — начало III вв.), древнегреческий философ, учёный, врач. Представитель скептицизма. Собрал и систематизировал высказывания древнегреческих скептиков от Пиррона до Энесидема, один из первых историков логики.

Новейший философский словарь:

СЕКСТ ЭМПИРИК (200-250) — древнегреческий врач и философ. Жил в Александрии и Афинах. Основные произведения С.Э.: «Пирроновы основоположения», «Против ученых» (состоит из разделов «Против логиков», «Против физиков», «Против этиков», «Против грамматиков», «Против риторов», «Против геометров», «Против арифметиков», «Против астрологов», «Против музыкантов») являются основными источниками античного скептицизма. Согласно С.Э., «скептическая позиция проста и очевидна. Представьте себе, что в доме, в котором находится много драгоценностей, многие ищут золота ночью; каждый думал бы, что нашел золото, но не знал бы этого наверное, хотя бы и действительно нашел его. Точно так же философы вступают в этот мир, как в большой дом, чтобы искать истину; если бы даже они и нашли ее, то они все же не могли бы знать, достигли ли они ее». Отрицая возможность существования наук, подлинно доступных человеку, С.Э. утверждал: «Предварительно должно существовать согласие по четырем вопросам: о преподаваемом предмете, о преподающем, об учащемся и о способе обучения. Как мы докажем, не существует ни преподаваемого предмета, ни преподающего, ни учащегося, ни способа обучения. Следовательно, не существует и никакой науки...». В отличие от других философских школ, постулирующих принципиальную недостижимость истины, а также претендующих, согласно С.Э., на обладание истиной, С.Э. утверждал, что скептики все же ищут истину, хотя «ни одно из борющихся положений не стоит выше другого, как более достоверное, ибо все они равны в отношении достоверности и недостоверности». С.Э. систематизировал предшествующие аргументы в пользу воздержания от суждений с целью обретения душевного равновесия и блаженства, осуществление которых и выступает целью философии.

Новая философская энциклопедия:

СЕКСТ ЭМПИРИК ( ) (2-я пол. 2 в. н.э.) – греческий философ, последователь Пиррона [ПИРРОН], систематизатор идей античного скептицизма [СКЕПТИЦИЗМ]. Главные сочинения – «Пирроновы положения» (3 кн.) и «Против ученых» (11 кн.) – являются важным источником по истории античной философии и основным – по истории пирронизма. Хотя Секст Эмпирик не был оригинальным мыслителем и его тексты представляют собой компиляцию более ранней скептической литературы, восходящей к Энесидему, его авторитет в античности был высок: Диоген Лаэртий включает его в школьное преемство пирронизма (IХ 116), а св.Григорий Богослов называет его и Пиррона источником «страшной и подлой болезни», заразившей церковь, симптомы которой – противоположные речи (orat. 21).
В сочинении «Пирроновы положения» ( – «Краткое изложение пирронизма», ср. название книги Энесидема: ) Секст Эмпирик вводит основные понятия скептической философии («скептическая способность», невозмутимость-атараксия [АТАРАКСИЯ], эпохе [ЭПОХЕ],«исостения») и формулирует основные принципы построения скептической системы: «начало скепсиса в смысле причины [обращения к нему]надежда на невозмутимость», «начало же систематического изложения скептицизма» – положение о равной достоверности противоположных суждений, «исостения», отсюда проистекают отказ от догматизма, воздержание от суждений (эпохе) и невозмутимость (Pyrrh. I, 1–30). Далее Секст Эмпирик суммирует выдвигавшиеся его предшественниками скептические тропы [ТРОПЫ]способы осуществления эпохе: 10 тропов Энесидема и 5 тропов Агриппы [АГРИППА](I, 31–186); дает толкование основных выражений скептического словаря – «не более», «пожалуй», «воздерживаюсь», «ничего не определяю» (I, 187–209); сравнивает скептиков с «академиками» и теми из «догматиков», у которых Секст Эмпирик усматривает отдельные скептические моменты (I, 210–241). Во II и III книгах он дает очерк пирронизма в связи с учениями «догматиков» (т.е. философов, выдвигавших положительное учение, – «догматы»), излагая материал в традиционной последовательности школьной философии: логика (учения о критерии, знаке, доказательстве и т.п., кн. ii), физика (о Боге, причине, движении, месте, времени и т.п., кн. III, 1–167) и этика (о благе, зле и безразличном, о том, можно ли научиться искусству жить, кн. III, 168–279).
Книги VII–XI сочинения «Против ученых» (лат. Adversus Mathematicos) тематически сходны с двумя последними книгами «Пирроновых положений» – ср. названия: «Против логиков» (Adv. Math. VII–VIII), «Против физиков» (IX–X) и «Против этиков» (XI), – но излагают материал более подробно, систематически рассматривая учения древних согласно основным топосам каждого раздела философии – здесь Секст Эмпирик приводит ценнейший доксографический материал. В поисках историко-философских корней пирронизма он обращается к учениям древних философов, начиная с Ксенофана (вероятно, следуя ТимоНу из Флиунта), и ищет у них элементы скептицизма (Adv. Math. VII, 48–260). Книги I–VI трактата «Против ученых» образуют как бы отдельное дополнительное исследование, посвященное шести искусствам – грамматике, риторике, геометрии, арифметике, астрономии и музыке; предполагается, что на самом деле этими книгами не начинался, а заканчивался трактат Секста Эмпирика.
Секст Эмпирик ссылается также на свои сочинения по медицине и о душе (утрачены). Ставшее частью его имени прозвание «эмпирик» указывает на его профессиональные занятия медициной – он был учеником Геродота из Тарса, учившегося у крупнейшего врача «эмпирической школы» 2 в. Менодота Никомедийского (Diog. L. IX 116, ср. Galen. De nat. facult., p. 52, 11 Kuhn: ). Совмещение скептической философии и медицинской практики характерно для традиции позднего пирронизма (6 из 8 названных Диогеном Лаэртием философов-пирронистов после Энесидема – практикующие врачи «эмпирики», I 116) и наглядно демонстрирует, что скептическое эпохе не мешает активной жизненной позиции. По словам Секста Эмпирика, «скептик из человеколюбия ( ) хочет по возможности исцелить рассуждением самомнение и скоропалительность [заключений] догматиков», предлагая различные по силе рассуждения-лекарства в зависимости от тяжести состояния (Pyrrh. III, 280).
Сочинения Секста Эмпирика в переводе на латынь получили широкое распространение во 2-й пол. 16 в. и оказали влияние на многих мыслителей этого времени, в частности на Монтеня.
Сочинения:
1. Sextus Empiricus, Works, with engl. transl. by R.G.Bury, vol. 1–4. Cambr., 1933–49;
2. Against the Grammarians (Adv. Math. I), introd. and comm. by D.L.Blank. Oxf., 1998;
3. в рус. пер.: Три книги Пирроновых положений, пер. Н.В.Брюловой-Шакольской (1913);
4. Соч., общ. ред. А.Ф.Лосева, т. 1–2. М., 1975–76.
Литература:
1. Heintz W. Studien zu Sextus Empiricus. Halle, 1932;
2. Jancek K. Sextus Empiricus’ Sceptical Methods. Prague, 1972;
3. House D.К. The life of Sextus Empiricus. – «Classical Quaterly» 30, 1980, p. 227–238;
4. Brunschwig J. Sextus Empiricus on the criterion. – Dillon J.M., Long A.A. (eds.). The Quaestion of «Eclecticism»: Studies in Later Greek Philosophy. Berkl. – Los Ang. – L., 1988, p. 145–75;
5. Allen J. The skepticism of Sextus Empiricus, ANRW II 36, 4, 1990, p. 2582–2607;
6. Ciannantoni G. (ed.). Sesto Empirico e il pensiero antico. Napoli, 1992.
7. См. также лит. к ст. Скептицизм [СКЕПТИЦИЗМ].
М.А.Солопова

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru