Определение слова «рельсы»

Большой энциклопедический словарь:

РЕЛЬСЫ (англ. rails, мн. ч. от rail — рельс, от лат. regula — прямая палка) — стальные балки специального сечения, укладываемые на верхнее строение пути для движения железнодорожного или городского подвижного состава (поездов, дрезин, трамваев) — передвижения подъемных кранов (подкрановые пути) — вагонеток в шахтах и на карьерах. Иногда используют один рельс (напр., в монорельсовых дорогах, для перемещения кран-балки). Рельсы скрепляют на стыках специальными скреплениями или сваркой (бесстыковой путь).

Большая советская энциклопедия:

Рельсы
(англ. rails, множественное число от rail — рельс, от лат. regula — прямая палка, брусок, планка)
стальные профилированные прокатные изделия в виде полос; предназначены для движения подвижного состава железных дорог и метрополитена, трамвая, локомотивов и вагонеток рудничного транспорта и монорельсовых дорог, крановых тележек, подъёмных кранов и др. передвижных, поворотных и вращающихся конструкций.
Первые металлические Р. были изготовлены в Великобритании в 1767. В России чугунные Р. для рудничных и заводских путей применены в 1788 (Александровский пушечный завод в Петрозаводске). Со 2-й половины 19 в. начали распространяться катаные стальные Р. (в России изготовлялись на Путиловском и др. заводах). Предприятия современного прокатного производства выпускают Р. из специальной рельсовой стали, химический состав которой определён государственым стандартом.
Железнодорожные Р. — элементы верхнего строения пути (См. Верхнее строение пути), уложенные на опоры и скрепленные с ними и между собой, образуют рельсовую колею (См. Рельсовая колея), непосредственно воспринимают давление колёс подвижного состава. В СССР приняты 4 типа Р. — Р43, Р50, Р65 и Р75 (по округлённой массе 1 м). Профиль Р. (рис.) сходен с двутавром, размеры регламентированы государственными стандартами. Выбор типа Р. зависит от грузонапряженности пути. С середины 50-х гг. выпускают Р. длиной 12,5 м; с начала 70-х гг. осуществляется переход на Р. длиной 25 м. Для укладки в кривых участках пути производят укороченные Р. Основные сведения о Р. фиксируют на каждой прокатанной полосе маркировкой. Ж.-д. Р., изготовляемые за рубежом, несколько отличаются от выпускаемых в СССР; сечение профиля в основном также сходное с двутавровым.
Трамвайные Р. производятся аналогично ж.-д., но имеют обычно желобчатый профиль, отличаются большей высотой и площадью поперечного сечения. Выпускают Р. длиной 15—18 м; при укладке их обычно сваривают.
Для рудничного транспорта, передвижных подъёмных кранов и их механизмов, поворотных и вращающихся конструкций и агрегатов и т. п. используют Р. более лёгкие, чем для ж.-д. подвижного состава, в некоторых случаях — специального профиля.
Лит.: Шахунянц Г. М., Железнодорожный путь, М., 1969: Чернышев М. А., Железнодорожный путь, М., 1974.
В. И. Тихомиров.

Профиль стандартного железнодорожного рельса: H — высота; B — ширина подошвы; f — высота подошвы; t — толщина подошвы; h — высота головки; Бн — ширина головки по низу; Бв — ширина головки по верху; l — минимальная толщина шейки.

Техника. Современная энциклопедия:

рельсы
Стальные балки специального профиля (с выпуклой, округлённой головкой, иногда с жёлобом, и с плоской подошвой для опоры на шпалы); один из основных элементов железнодорожного пути. Два параллельно расположенных рельса образуют рельсовый путь, по которому перемещается подвижной состав (локомотивы, вагоны, трамваи). Рельсам из металла предшествовали деревянные лежни, которые укладывали в путь ещё в Средние века. Чтобы поверхность лежней не изнашивалась быстро, их обивали листовым железом. Позже, чтобы избежать соскальзывания колеса, по середине рельса стали делать продольное углубление (канавку). Такая канавка существует и поныне в трамвайных рельсах. После того как английский изобретатель Джессоп снабдил колесо гребнем – ребордой, стали применять рельсы с головкой: колесо с ребордой не могло катиться ни по какому другому пути.
Чугунные рельсы впервые появились в Англии в 1767 г.
В России первые чугунные рельсы были изготовлены в 1788 г. на Александровском заводе в Петрозаводске. Во 2-й пол. 19 в. на Путиловском и других заводах стали выпускать стальные катаные рельсы. Современные стальные рельсы имеют стандартные профили и стандартную длину. В России выпускаются рельсы четырёх типов (для железнодорожных путей с различной грузонапряжённостью) стандартной длиной 25 м. Для трамвайных путей изготовляют желобчатые рельсы длиной 15–18 м, которые при укладке обычно сваривают. Облегчённые рельсы, иногда специального профиля, предназначены для рудничного транспорта, подкрановых путей, поворотных конструкций и т. п.

Грамматический словарь Зализняка:

Рельсы, рельсов, рельсам, рельсы, рельсами, рельсах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru